Рождение среднего класса

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
4 июня 2007, 00:00

Автомобили одного из самых популярных сегментов — размерного класса D — становятся вальяжнее, подобно преуспевающему бизнесмену средней руки. Последние модели этих машин заметно увеличиваются в размерах, что, несомненно, благотворно отражается на комфорте, но отнюдь не в пользу покупателя сказывается на цене

Автомобильный класс D многие считают золотой серединой. К машинам этого так называемого среднего класса уже применимы такие понятия, как статус и престиж. Предыдущий, более массовый класс С (или гольф-класс) — сплошная утилитарность: в автомобиль с трудом помещаются положенные пять человек, к тому же в нем минимум багажного пространства. Отсюда и отношение к машинам этого уровня как к народным, не в лучшем смысле этого слова, автомобилям.

Другое дело — размерный класс D. По европейской классификации к нему относятся автомобили длиной от 4,3 до 4,6 метра, и окружающие если и не снимают перед такими машинами шляпы, то как минимум смотрят на них с уважением. Автомобили среднего класса позволяют передвигаться с гораздо большими удобствами и комфортом — например, три человека на заднем сидении здесь уже не будут тесно прижиматься друг к другу во время поездки, меньше силовых упражнений потребуется, чтобы затолкать лишние сумки в багажник. Не случайно в Европе, да и в России автомобили среднего класса (такие, как Nissan Primera, Mazda6, Ford Mondeo, Honda Accord, Volkswagen Passat и др.) предпочитают покупать преуспевающие бизнесмены среднего уровня, хорошо зарабатывающие менеджеры.

Как и в Европе, в России D-класс занимает третье место по продажам среди легковых машин (если не считать внедорожники). Безусловный лидер здесь — размерный класс B (куда входит большинство автомобилей российского автопрома), на который по итогам прошлого года приходится почти 52% продаж. Второе место у гольф-класса, или класса С (18,3%), а сегмент D занимает 5,4% продаж.

При этом многие маркетологи предсказывают еще большую долю машин среднего класса на рынке. «Недавно мы проводили опрос среди владельцев новых автомобилей в России, — рассказывает Сергей Богданов, вице-президент представительства Ford в России. — Большинство владельцев автомобилей гольф-класса заявили, что следующую машину они собираются покупать больших размеров. Так что, можно сказать, образ более вместительной машины прочно сидит в головах российских покупателей, и мы считаем, что в ближайшие несколько лет доля рынка автомобилей среднего класса может серьезно возрасти и достичь 16 процентов от всех продаж новых машин».

Между тем некоторые представители класса D сейчас серьезно видоизменяются. В борьбе за своего покупателя производители прежде всего заметно увеличивают размеры машин этого сегмента.

Длиннее, выше, шире

Одна из самых ярких подобных трансформаций в классе — новый Ford Mondeo, который корреспонденту журнала «Эксперт» недавно достался на тест-драйв на итальянской Сардинии. Уже при первом взгляде заметно, что новое поколение одного из самых популярных в своем классе автомобилей Ford Mondeo существенно прибавило в размерах. Ощутимо увеличилась колесная база (с 275 до 285 см), на 47 и на 120 мм соответственно стали больше длина и ширина, на 71 мм увеличилась высота. «Новый Ford Mondeo создан скорее для России, чем для Европы, — подчеркивает Хенрик Нензен, президент Ford в РФ. — Он стал длиннее, выше, шире. Ведь в России больше любят вместительные машины, чем в Европе». Действительно, пробуем припарковаться на новом Ford Mondeo на узкой улочке итальянского городка. Это удается нам с трудом, на европейских парковках гораздо лучше себя чувствуют малолитражки вроде Opel Corsa или Peugeot 207.

Примечательно, что увеличенные размеры нового Ford Mondeo дают ему право даже конкурировать с автомобилями более высокого, так называемого бизнес-класса (размерного класса E). Так, на презентации машины представители компании Ford неожиданно заявили, что новый Ford Mondeo будет конкурировать не со своими извечными соперниками по классу вроде Toyota Avensis, Volkswagen Passat или Mazda6, а уже с лидером продаж в России в сегменте автомобилей класса Е — Toyota Camry. «По размерам и комфорту новый Ford Mondeo уже не уступает Toyota Camry, а в некоторых модификациях даже превосходит эту машину, — продолжает Хенрик Нензен. — Так что мы считаем, что теперь вполне можем конкурировать с этой моделью».

Ключевой момент

Соперничать с машинами более высокого класса новому Ford Mondeo позволяют не только новые размеры, но и технологические усовершенствования, ранее доступные только в более престижных машинах.

Например, в новой модели есть такая опция, как «вход без ключа»: владельцу автомобиля, чтобы попасть внутрь, не нужно ничего делать — достаточно просто иметь брелок в кармане, а машина сама, распознав этот брелок у приближающегося человека, приветливо откроет ему двери.

Ожидается, что скоро помимо Ford Mondeo в размерах увеличатся Renault Laguna, Opel Vectra и другие модели D-сегмента

По такому же сценарию работает функция «запуск двигателя без ключа»: когда водитель садится в автомобиль, внутренние антенны определяют наличие у него брелока, и человеку не нужно никуда вставлять ключ, достаточно просто нажать кнопку «start».

Ключ-брелок в кармане способен взаимодействовать и с другими системами в салоне. В частности, с режимами настроек кресла. Вообще, новый Ford Mondeo может иметь восемь электрических регулировок передних кресел. Так, если водители меняются (например, сегодня муж поехал на работу, а завтра — жена по магазинам), то электроника активизирует функцию запоминания положения водительского кресла, которая подстроит по высоте или наклону спинки кресло так, как удобно конкретному человеку за рулем.

Еще Ford Mondeo оснащен так называемым адаптивным круиз-контролем, когда электроника на трассе сама поддерживает безопасное расстояние до идущей впереди машины, при необходимости замедляя или ускоряя движение. Раньше подобная опция тоже была доступна только на автомобилях более высокого класса.

За состоянием шин следит система мониторинга давления в покрышках. Есть у новой модели и еще одна примечательная функция — система помощи при начале движения на подъеме. Она сама понимает, что машина собирается подняться в гору, и, когда водитель, чтобы тронуться, переносит ногу с педали тормоза на газ, электроника на две с половиной секунды обеспечивает давление в тормозной системе, с тем чтобы машина вдруг не покатилась назад.

Наконец, новый Ford Mondeo комплектуется весьма качественной аудиосистемой с CD-чейнджером на шесть дисков. Радиоприемником, навигационной системой, адаптивным круиз-контролем, мобильным телефоном и другими функциями автомобиля можно управлять с помощью новой системы, которая состоит из двух переключателей на рулевом колесе. Один можно запрограммировать, например, на поиск любимых радиостанций, а с помощью второго можно, не отрывая руки от руля, выбирать CD-диски из чейнджера аудиосистемы. Словом, удобных функций в новом Mondeo стало заметно больше.

Широкий выбор

Активно поработали конструкторы и над подвеской. В частности, модель оснащена так называемой функцией постоянного демпфирования подвески, когда электронная система десять раз в секунду реагирует на конкретные дорожные условия и в зависимости от них подстраивает работу амортизаторов.

Кроме того, теперь водитель сам может выбрать подходящую для себя настройку в зависимости от дороги и стиля вождения — Comfort, Normal или Sport. Также серьезной доработке подверглись другие основные узлы передней и задней подвески (например, на каждое заднее колесо для точности управления приходятся четыре рычага).

В целом конструкторская работа над подвеской оставляет благоприятное впечатление. Вполне успешно удалось достичь баланса между плавностью хода и точной управляемостью: притом что автомобиль довольно мягко проходит дорожные неровности (на это, безусловно, повлияла также увеличенная колесная база), он еще и четко держит траекторию поворота, редко заставляя водителя подруливать на крутых виражах.

Конкурентным преимуществом фордовцы считают и большое количество комплектаций у нового Ford Mondeo. Действительно, число вариантов впечатляет. В дилерских салонах можно заказать автомобиль в 54 комплектациях (29 из них — в кузове седан, 12 — хэтчбек, 13 — универсал).

Довольно широк выбор двигателей. В самом простом варианте автомобиль будет оснащен 1,6-литровым бензиновым мотором мощностью 125 л. с., далее идет 2-литровый мотор на 145 л. с., 2,3-литровый на 161 л. с. и, наконец, знаменитый фордовский 2,5-литровый пятицилиндровый силовой агрегат мощностью 220 л. с. Последний мотор способен максимально разгонять самую тяжелую модификацию Mondeo (универсал весом 2 295 кг) до 240 километров в час, а до ста километров машина ускоряется за 7,7 секунды.

Есть выбор и в оснащении коробкой передач. Можно остановиться на пяти- или шестиступенчатой механической коробке либо доверить управление шестиступенчатой автоматической коробке.

Трудности роста

 pic_text1 Фото предоставлено компанией Chrysler
Фото предоставлено компанией Chrysler

Но, как известно, у каждого явления есть и обратная сторона. При упомянутых достоинствах нового Ford Mondeo имеется у него и ощутимый недостаток — цена. Стоимость начальной версии вроде бы доступная — 23,8 тыс. долларов. Однако за эти деньги вы получите автомобиль со скромной комплектацией и хиленьким мотором 1,6 литра. Машина с силовым агрегатом пободрее (2,0 литра) уже будет стоить почти 27 тыс. долларов, а в богатой комплектации — почти 30 тыс. Версия с мотором 2,3 литра обойдется почти в 33 тыс. долларов, а за машину с двигателем 2,5 литра попросят 38 тыс. Большинству потребителей такая цена за автомобиль под названием Ford Mondeo будет казаться явно высокой — если учесть, что раньше Mondeo продавался по более скромным расценкам: модель прежнего поколения в кузове седан с мотором 1,8 литра еще недавно можно было купить за 21,7 тыс. долларов, а расценки на модель с двухлитровым двигателем начинались от 24,5 тыс. Словом, представителям компании Ford для успешных продаж придется убедительно доказывать покупателям в России, что новый Ford Mondeo — уже не тот Mondeo, что был раньше, а машина совсем другого класса.

На перспективы выполнения этой задачи фордовцы смотрят с оптимизмом. В частности, они говорят о том, что еще до официальных продаж (которые начинаются у нас 16 июля) из России поступило 1,4 тыс. заказов на новый автомобиль, что является неплохим стартом. Представители компании уже составили портрет типичного покупателя нового Ford Mondeo. «В большинстве случаев мы рассчитываем, что новую машину будут покупать мужчины 39 лет, с высшим образованием, которые женаты и имеют двоих детей, — говорит Сергей Богданов. — Еще у них доход выше среднего, и их предыдущая машина — это Nissan Primera, которую они хотели бы поменять на новую».

А кто еще?

Судя по всему, в ближайшее время примеру Ford Mondeo последуют и другие активные игроки автомобильного сегмента D. Так, в прессу просочилась информация, что Renault тестирует модель Laguna третьего поколения. При этом машина, официальная премьера которой должна состояться на Франкфуртском автосалоне этой осенью, станет на 10 см длиннее.

Ожидается, что более внушительные размеры будет иметь и другой завсегдатай сегмента — Opel Vectra, который опять же покажут во Франкфурте. Многие с нетерпением ждут еще одного активного члена клуба автомобилей среднего класса — Mazda6. Ее тоже, вероятно, представят на автосалоне во Франкфурте, и, по мнению многих наблюдателей, машина эта также «подрастет».

А чуть ранее на российском рынке появился еще один новичок размерного класса D — обновленный Chrysler Sebring. «С выходом на рынок этого Chrysler Sebring мы стремимся создать новые стандарты седана D-сегмента, — сказал на официальной презентации модели в России Игорь Горлачев, менеджер по продукции российского представительства DaimlerChrysler. — Это новые стандарты комфорта и качества». Повышать комфорт создатели нового Chrysler Sebring решили, также увеличив модель в размерах: по сравнению с предыдущей версией длина стала больше на 6 мм, ширина — на 51 мм, высота — на целых 103 мм.

Помимо этого в автомобиле появилось много новых мелочей, направленных на повышение комфорта. Это, например, подстаканники с функцией подогрева или охлаждения напитка. Но самое большое впечатление производит новая конструкция подвески. Она, по сути, полностью трансформировала образ типичного американского автомобиля. Традиционно очень мягкие и плавные на дорогах американские машины, в том числе и Sebring, страдали «валкостью» во время динамичной езды, не очень строго держа траекторию поворота и заваливая кузов на крутых поворотах. В новом же Sebring подвеска самая что ни на есть европейская. Она довольно цепко держит дорогу, доставляя водителю удовольствие во время острой езды. Правда, за это приходится расплачиваться несколько жестким поведением машины на неровностях дороги.

Впрочем, хорошее будущее нового Chrysler Sebring в России под вопросом, и опять же из-за завышенной цены. Самая доступная версия с мотором 2,4 литра стоит почти 35 тыс. долларов. Топовая версия с мотором 2,7 литра обойдется российскому покупателю почти в 40 тыс. долларов. В Америке, говорят, такой автомобиль стоит в два раза дешевле. Словом, пока у «пополневших» и одновременно подорожавших новичков среднего класса на российском автомобильном рынке туманное будущее.