«Людей нет» — так довольно драматично представители российского автомобильного бизнеса характеризуют ситуацию с кадрами. Сегодня почти все дилерские центры испытывают острый дефицит работников многих специальностей.
Ситуация обусловлена прежде всего небывалым увеличением числа занятых в этом бизнесе. За последние несколько лет стремительно растущий автомобильный рынок создал настоящую армию работающих в данной сфере специалистов. Сегодня только в Москве насчитывается более 170 официальных дилеров, продающих и обслуживающих автомобили различных марок. По самым скромным подсчетам, в общей сложности число сотрудников таких компаний превышает 50 тыс. человек. И с каждым годом для работы в дилерских центрах требуется все больше специалистов.
«Число сотрудников большинства компаний в автомобильном бизнесе в России растет просто головокружительными темпами, — отмечает Олег Дацкив, руководитель проекта Auto-dealer.ru. — Посудите сами: например, штат той же компании “Рольф” еще три года назад насчитывал одну тысячу человек, сейчас же здесь работают более пяти тысяч специалистов! Конечно, кадровый рынок не поспевает за таким стремительным ростом персонала. И сейчас мы наблюдаем острую нехватку целого ряда специалистов».
Я бы в менеджеры пошел
Работников каких специальностей особенно не хватает в автомобильном бизнесе? В целом эксперты делят весь штат компаний, занятых продажей и обслуживанием автомобилей, на две основные части: первая группа специалистов связана с менеджментом и продажей автомобилей, вторая — с их сервисным обслуживанием. Что касается первой категории, то здесь по ряду позиций кадровый вопрос не вызывает беспокойства. Например, сегодня явно удовлетворен спрос на менеджеров по реализации автомобилей. Более того, желающих продавать машины зачастую больше, чем реальных вакансий, и последние пару лет даже наблюдается снижение уровня зарплаты работников этого сектора.
«Вакансия менеджера по продаже новых машин была и остается привлекательной, — объясняет Татьяна Григорьева, директор кадрового агентства “Автокадр”, специализирующегося на подборе персонала для автомобильных компаний. — Здесь играют роль подсознательные мотивы: если я не могу позволить себе купить престижную иномарку, то могу хотя бы почувствовать себя хозяином такой машины, продавая ее в салоне. Таким образом, эта должность по-прежнему крайне привлекательна для молодых людей».
Однако некоторых других менеджерских специальностей ощутимо не хватает. Это, например, касается руководителей отделов продаж. «Дефицит таких специалистов связан с их высокой квалификацией, — продолжает Татьяна Григорьева. — Найти хорошего руководителя отдела продаж крайне сложно, так как он должен обладать рядом профессиональных, а также личностных качеств. Он должен уметь работать с клиентами, правильно мотивировать персонал и многое другое. Именно от этого специалиста зачастую зависит успешность работы всей автомобильной компании. Я знаю случай, когда один салон по продаже машин известной марки был на грани разорения и его владельцы думали закрывать бизнес. Однако туда пришел новый руководитель отдела продаж — и реализация автомобилей там выросла аж в три раза».
Существует также потребность в менеджерах — руководителях отделов продаж запчастей. Их нехватка тоже связана с высокой компетенцией подобных специалистов: им нужно хорошо разбираться в специализированных компьютерных программах и базах данных по запчастям от разных производителей.
Как ни странно, последние полгода острый дефицит наблюдается в секторе низшего обслуживающего персонала. Например, почти все компании жалуются, что сложно найти секретаря или оператора сервисного бюро. В связи с этим в последнее время произошел резкий скачок зарплаты таких работников: если еще год-полтора назад можно было взять секретаря на 400–500 долларов в месяц, то сейчас компании с трудом находят людей на эту должность на оклад 700–800 долларов.
Однако в целом дефицит менеджеров не так катастрофичен, как нехватка работников технических специальностей, связанных с ремонтом и обслуживанием машин. «В менеджерских специальностях можно предполагать, что в автомобильный бизнес придут люди, скажем, из сектора продаж сотовых телефонов — ведь принципы управления продажами везде одинаковые, — считает Олег Дацкив из Auto-dealer.ru. — Но в отношении специалистов технических все гораздо хуже. Таких людей сейчас просто физически нет, и неизвестно, откуда они могут появиться в ближайшем будущем».
Поработать руками
Действительно, автомобильный рынок сегодня буквально стонет от нехватки технических специалистов по автомобильному сервису. «На поиск работников ряда профессий мы прекратили принимать заказы, так как их просто невозможно найти, — разводит руками Татьяна Григорьева из агентства “Автокадр”. — В отношении некоторых специалистов, даже работников низших должностей, мы впервые начинаем применять методы head hunting — то есть мы стараемся переманить их из других компаний».
К числу самых редких специалистов, которых дилеры не могут найти днем с огнем, относятся, например, колористы — люди, отвечающие за подбор красок для покраски замененных деталей автомобиля. В основном колористами на сервисных станциях работают женщины. Правильно подобрать краску, так, чтобы новая деталь не отличалась от цвета всего кузова, — это, по мнению многих, скорее дар, чем профессиональное умение. Для того чтобы приобрести подобные навыки, нужны многие годы работы, а также природные данные, поэтому колористов сейчас остро не хватает.
Другой пример — электрики-диагносты, потребность в которых также весьма велика. Ведь современный автомобиль — это технически сложная конструкция, в первую очередь в части различных электронных средств. Разобраться в том, как их чинить, может только очень квалифицированный работник. Поэтому на большинстве сервисных станций на должность электрика-диагноста берут только людей с высшим техническим образованием. Молодежь и свежие выпускники технических вузов не очень-то охотно идут «работать руками» на автомобильный сервис, так что сейчас на рынке по этой специальности в основном работают мужчины в возрасте 40–50 лет — бывшие советские инженеры.

Еще одна головная боль современных автосервисов — это узкие профессионалы, специализирующиеся, скажем, на ремонте автоматических коробок передач (АКПП). С одной стороны, машин с «автоматами» продается все больше, а с другой — при их выходе из строя официальные сервисные станции, чтобы привлекать клиентов, стараются не менять коробки на новые (что обойдется клиенту в разы дороже), а чинить. Разумеется, свободных специалистов по ремонту АКПП тоже не найти.
О большом дефиците говорят даже применительно к простым автомеханикам. В любом сервисе больше всего именно таких работников. Но кадров нет.
Одна из главных причин нехватки технических специалистов — бурный рост рынка и, соответственно, увеличение числа автомобилей, которые нужно обслуживать. По оценкам экспертов, только в Москве ежегодно открывается до пяти новых крупных сервисных центров. Кроме того, из-за наплыва автомобилей, нуждающихся в обслуживании, многие сервисные станции вводят дополнительные рабочие смены. Сейчас уже не редкость, когда на сервисах люди работают по ночам, чтобы справиться с потоком заказов.
Наряду с увеличением количества заказов дефицит технических специалистов вызывает и прекращение притока людей этих профессий из регионов. «Еще недавно высококлассные специалисты из регионов предпочитали приезжать в Москву на работу, — рассказывает Татьяна Григорьева из агентства “Автокадр”. — Им это было выгодно, так как зарплаты в их родном городе и в столице различались в разы. На эту разницу они могли снимать себе жилье в Москве и ездить к семье. Сейчас же, с развитием автомобильного бизнеса в регионах, зарплаты квалифицированных работников хоть и различаются, но не так существенно. Поэтому многие специалисты уже предпочитают работать в своем родном городе, а в Москве и других крупных центрах людей стало не хватать».
Что делать?
Пока каждая компания пытается по-своему решать кадровые проблемы. Самый прямолинейный путь — повышать заработную плату, чтобы привлекать новых и удерживать старых сотрудников. По данным кадровых агентств, только за последний год оклады некоторых специалистов у официальных дилеров выросли на 50, а то и на 80%. Многие маркетологи предупреждают, что подобная динамика повышения зарплат персонала может губительно сказаться на бизнесе, серьезно снизив его рентабельность.
Параллельно компании стараются улучшить условия труда своих сотрудников. «Зарплата — далеко не единственный существенный стимул для привлечения и удержания персонала, — говорит Людмила Клочкова, директор по персоналу группы компаний “Блок”. — Для любого работника важны условия, атмосфера в коллективе, какие-то дополнительные преимущества. Например, мы в нашей компании последнее время стараемся предлагать работникам хороший социальный пакет».
Многие организации пытаются решить проблему нехватки кадров по принципу: если нам не удается найти готового специалиста, то мы сами его обучим. Ряд участников рынка сейчас активно создают собственные учебные программы. Почти все серьезные дилеры сейчас не просто развивают институт наставничества, когда молодые люди приходят в компанию в качестве учеников, а имеют крупные учебные центры. Так, недавно о создании настоящей собственной академии объявил крупный российский дилер «Рольф». Одновременно существенную помощь в повышении квалификации персонала оказывают сами производители — не только автомобилей, но также и оборудования и расходных материалов. Они время от времени организуют бесплатные курсы и семинары для работников российских дилерских станций.
«Специалисты Toyota регулярно проводят обучение наших сотрудников, — рассказывает Алина Курбатова, директор по персоналу TЦ “Кунцево”, официального дилера Toyota, Lexus и других марок. — Это, безусловно, помогает нам в работе. Кроме того, мы стараемся стимулировать персонал к обучению, присваивая работникам различные квалификационные уровни, которые напрямую влияют на зарплату».
Однако в долгосрочной перспективе решение кадровой проблемы, бесспорно, кроется в кардинальном повышении качества и реформе среднего специального автомобильного образования. В Москве, а также в других российских городах существуют специализированные колледжи, которые готовят, в частности, технических работников для автосервисов. Но качество обучения там, мягко говоря, часто оставляет желать лучшего.
«В автомобильных колледжах до сих пор людей учат чинить “Жигули” и “Волги” по схемам чуть ли не семидесятых годов, — возмущенно делится с “Экспертом” мастер-приемщик одной из столичных сервисных станций. — Конечно, выпускник такого учебного заведения не может качественно обслуживать современный новый автомобиль с его электроникой и сложной конструкцией. И такую молодежь нам приходиться доучивать, если не обучать заново».
Помимо среднего образования многие говорят о проблемах образования высшего. Впрочем, в последнее время здесь есть некоторые подвижки. Например, Московский автодорожный институт при поддержке крупных зарубежных автопроизводителей с недавних пор предлагает своим студентам обучающие программы обслуживания инженерных конструкций автомобилей последних моделей. Более того, в чтении некоторых спецкурсов принимают участие работники крупных российских дилерских центров, которые присматриваются к наиболее перспективным студентам, предлагая им трудоустройство по окончании вуза.
Однако пока всех этих мер для решения вопроса надвигающегося кадрового голода явно недостаточно. Обострение проблемы в ближайшие годы больно ударит прежде всего по потребителям. «Уже сегодня мы наблюдаем не только длинные очереди на сервисные станции автодилеров, но и снижение качества обслуживания машин, — говорит Игорь Фомин, руководитель отдела маркетинга компании “Автоконсалтинг”. — Если ситуация с подготовкой кадров кардинально не исправится, многие дилеры будут просто не в состоянии качественно обслуживать и ремонтировать новые автомобили, что, безусловно, будет сдерживать развитие всего автомобильного рынка в России».