Передвижники

Москва, 21.04.2008
«Эксперт Авто» №2 (96)
Нынешняя весна принесла оживление на российский рынок так называемых автодомов. Однако пока его развитие сдерживает плохое качество дорог в стране и отсутствие необходимой инфраструктуры

Перед открытием туристического сезона в России активизировался пока не очень значимый, но быстро растущий рынок автодомов — машин, в которых можно не только передвигаться, но и вполне комфортно жить. О росте продаж объявили присутствующие уже несколько лет в России продавцы таких марок автодомов, как Hymer, Burstner, Hobby и др. Также в начале апреля на выставке «Мир автомобиля» в Санкт-Петербурге была представлена новая марка автодомов — Т.Е.С. (одна из ведущих в Германии). Чуть ранее в Москве появился официальный дилер другой известной марки автодомов — Rimor (Италия).

Впрочем, несмотря на очередной всплеск интереса к автодомам в России, до сих пор уровень продаж таких автомобилей в нашей стране остается весьма низким. Участники рынка утверждают, что даже при росте продаж в текущем году на ощутимые 30–40% реализация новых и подержанных автодомов в России едва дотянет до пары тысяч единиц. По сравнению с Европой это мизер: в европейских странах в 2007 году в общей сложности было поставлено на учет порядка 230 тыс. автодомов (новых и подержанных), и последние десять с лишним лет продажи этой техники в Европе устойчиво растут (см. график 1). В России же будущее продаж автодомов связывают с развитием туристической инфраструктуры в стране в целом.

Жизнь на колесах

Первые автодома появились в мире еще в 1930-х годах, сначала в Германии, а затем в США. Ну а широко применяться автомобили, созданные для комфортного проживания в пути, начали в 1960–1970-х годах. В частности, этому способствовало движение хиппи — «детей цветов», которые искали свободы от общества и цивилизации, и домики на колесах тогда очень удачно вписались в философию кочевой жизни.

Сегодня автодома в Европе — это внушительная индустрия. По самым скромным подсчетам, европейский парк подобной техники насчитывает около 5 млн автомобилей. А общее число спальных мест в таких машинах превышает число гостиничных коек во всей Европе. Первое место по использованию автодомов занимает Германия, следом идут Великобритания, Франция, достаточно большую активность проявляют Голландия, Скандинавия и Италия. В одной только Германии оборот индустрии автодомов составляет 9,5 млрд евро. И, по некоторым подсчетам, ежегодно по дорогам страны в своих домах колесит около миллиона автотуристов. Здесь существует очень развитая инфраструктура — более 3 тыс. специализированных стоянок. Подобные кемпинги — это, по сути, небольшие городки для автотуристов, с небольшими кафе и ресторанчиками, прачечными, душевыми и туалетами, иногда с бассейнами и спортивными площадками. Но главное, в Германии создана развитая инфраструктура для обслуживания автодомов во время путешествий — розетки для зарядки аккумуляторов, места для слива отработанной воды и канализации и так далее. Стоят такие стоянки совсем недорого — от 7 евро за один автомобиль в сутки.

Движимая недвижимость

1

Все дома на колесах подразделяются на два основных типа: караваны и мотокараваны. Более массовые — так называемые караваны, или прицепы. Сами по себе такие домишки ехать не могут: их нужно буксировать на дополнительной машине, желательно помощнее — на большом джипе или минивэне. В Европе на долю караванов приходится до 70% продаж всех автодомов. Главное преимущество такого передвижного дома — относительно невысокая цена. Кроме того, прицеп можно оставить где-нибудь в живописном месте и освободить автомобиль для коротких поездок «налегке» по тесным улочкам, например, ближайшего исторического города. Явный минус караванов — это громоздкость конструкции. На большой скорости (свыше 100 км/ч) передвигаться по трассе с таким домом-прицепом не очень комфортно — возникает легкая болтанка, не говоря уж о том, что отдельного мастерства требует управление подобным автоприцепом на узких извилистых «серпантинах» или на тесных городских улицах. Не стоит забывать и о юридическом моменте: в России, например, для управления караваном-прицепом необходимо открытие отдельной категории водительских прав (для прицепа).

Всех этих недостатков лишены так называемые мотодома, или мотокараваны, полноценные дома на колесах — передвижные жилища, которые безо всякого буксира могут передвигаться по дорогам. Такой автодом — это, по сути, небольшой грузовичок, чей кузов переделан под полноценное жилище. Специалисты подразделяют мотодома на несколько основных видов в зависимости от типа кузова (см. график 2). Первый — и самый доступный тип — это альковные автодома. У них спальные места расположены под крышей, нависающей над кабиной автомобиля. Другой бюджетный вариант — это так называемые жилые минивэны, автомобили, интерьер которых часто самим производителем приспособлен для жилья. Ну а самый совершенный и дорогой тип автодомов — так называемый интегрированный тип машин, когда автомобиль переделан таким образом, что кабина становится органично встроенной частью «домашнего» интерьера.

Автодома на колесах, безусловно, удобнее использовать в путешествиях. Они более устойчивы и маневренны на дорогах, чем прицепы. К тому же в мотодомах можно полноценно жить. Ведь по правилам всех стран в прицепах во время езды людям находиться категорически запрещено, и владельцам прицепов во время длительных перегонов приходится ютиться в автомобиле, исполняющем роль тягача.

Производством автодомов занимаются, как правило, специализированные компании. Исключение составляют разве что жилые минивэны, которые часто выпускают традиционные автопроизводители (например, большой известностью пользуются модели компании Mercedes-Benz — такие, как James Cook и Marco Polo — минивэны, где есть удобные кровати, туалет и даже небольшая кухня). В Европе крупных фирм, специализирующихся на выпуске домов на колесах, — более десятка. К тройке лидеров принадлежат немецкая Hymer, французская Trigano, итальянская SEA. Принципы создания автодомов у этих производителей схожи. В качестве базы для мотодома берется обычно легкий коммерческих грузовичок: Ford Transit, Fiat Ducato, Mercedes-Benz Sprinter и др. (примечательно, что в последнее время в Европе в качестве шасси для мотодомов наиболее активно используется платформа Fiat — см. график 3). Кузов этих автомобилей переделывается в настоящий дом на колесах. Обычно внутри этого дома размещается от четырех до восьми спальных мест, в обязательном порядке — кухня с плитой, туалет, душ, система обогрева. При этом заправленные газовые баллоны, аккумуляторы, запасы воды, биотуалет позволяют владельцу почти автономно жить без обращения к инфраструктуре внешнего мира в среднем до двух недель.

В последнее время активизировались и российские производители. В частности, один из самых известных автодомов выпускает компания «Купава». Модель создана на базе «Газели» и в несколько раз доступнее европейских аналогов. Правда, надежность шасси, а также качество и комфорт в отечественных мотодомах существенно ниже, чем у европейских моделей, напоминающих настоящие элитные коттеджи на колесах.

Автодома в России

2

Если говорить о российском рынке продаж автодомов, то еще пять лет назад он находился на примитивном уровне. По сути, были лишь отдельные энтузиасты, которые для себя, а затем и для друзей привозили из Европы подержанные дома на колесах.

Сейчас ситуация меняется. Продажами автодомов начинают заниматься относительно крупные компании, некоторые из которых получили статус официальных дилеров. Наибольшую активность проявляет компания ITМ, которая четыре года назад получила статус официального дилера марки Hymer. Сегодня Hymer имеет уже 14 официальных представительств в разных регионах России. Представители компании утверждают, что в текущем году они намерены продать порядка 200 новых автодомов (приблизительно столько же было реализовано этой компанией в общей сложности за три последних года).

Другой активный игрок на рынке — компания «Авто Трэвел», являющаяся официальным дилером марок Burstner и Rimor. Представители этой компании сообщили «Эксперту», что в текущем году ими будет реализовано порядка сотни новых автодомов.

Впрочем, российские компании, которые занимаются развитием продаж автодомов в России, жалуются, что западные производители не всегда охотно идут на то, чтобы выдавать статус официального дилера российским партнерам. «Как ни странно, но причина того, что западные производители домов пока еще не очень охотно идут на развитие своих продаж в России,. — это серьезный рост рынка автодомов в самой в Европе, — говорит Оксана Милянчикова, директор российского представительства Hymer. — Ведущие производители автодомов сами не всегда справляются с растущим внутренним спросом и не всегда готовы выделять дополнительные квоты в Россию».

«Мы очень стремимся получить статус официального дилера ряда известных европейских марок автодомов, — продолжает тему Ирина Карасева, директор компании “Авто Трэвел”. — Например, мы уже давно ведем переговоры с компанией Hobby. Часто приезжаем к ним в Дюссельдорф, посещаем производство. И всякий раз наши немецкие партнеры говорят, что они с трудом удовлетворяют внутренний спрос на автодома в Германии и поэтому пока не могут брать обязательства перед нами как перед официальным дилером».

В целом на сегодняшний день на российском рынке представлен весь спектр автодомов. Цена с учетом расходов на таможенные пошлины — от 10 тыс. до 50 тыс. евро за новые дома-прицепы и от 40 тыс. до 150 тыс. евро за цельные мотодома.

Одновременно продавцы говорят о некоторой специфике российского потребителя. «В России пользуются спросом автодома с большим числом спальных мест, — говорит Оксана Милянчикова. — Например, мы хорошо продаем модели с семью-восемью спальным местами, в то время как в Европе наиболее распространены четырех- и даже двухместные модели. Там принято путешествовать в более тесном кругу семьи или просто супружеской парой. У нас же люди стремятся взять с собой в поездку побольше родственников, друзей и домашних животных в придачу».

Еще один специфический момент для России — высокий спрос на автодома со стороны корпоративных клиентов. «В отличие от Европы, где подавляющее большинство потребителей автодомов — это частные клиенты, в России около половины, например, продаж автодомов Hymer приходится на корпоративных покупателей, — продолжает Оксана Милянчикова. — Связано это с неразвитостью гостиничной инфраструктуры во многих российских регионах, из-за чего многие компании предпочитают отправлять сотрудников в командировки в собственных автодомах. Например, у нас не так давно дома на колесах приобрел один крупный дистрибутор продуктов питания, чьи сотрудники часто ездят по стране и не всегда имеют возможность устроиться в хорошую гостиницу».

Дороги и кемпинги

3

И все же, несмотря на растущий интерес к автодомам в России, нашему рынку пока еще далеко до европейского в силу целого ряда причин. По мнению продавцов, один из главных тормозов, сдерживающих развитие российского рынка автодомов, — это традиционная российская беда под названием дороги. В Европе, как известно, с дорожной инфраструктурой все в порядке: проехать по хорошей дороге можно куда угодно. В России же хорошие дороги заканчиваются за пределами крупных городов.

«Из-за плохих дорог для нашей страны лучше всего подходили бы автодома, созданные на базе внедорожников. Но в Европе автодома, как правило, не делаются на базе внедорожников и не имеют полного привода, — говорит Ирина Карасева — Мы обращались в ряд крупных европейских компаний с просьбой разработать специально для России мотодома на базе полного привода, но пока не встретили понимания в этом вопросе».

Другое серьезное препятствие, стоящее на пути развития автодомов, — это отсутствие в России качественных автостоянок для владельцев домов на колесах, где автотуристы могли бы пополнять запасы воды, подзаряжать аккумуляторы, утилизировать отходы (что необходимо регулярно делать во время путешествий). Проблема заключается в том, что малому бизнесу сейчас невыгодно строить такие автостоянки, землю под них выгоднее использовать для других видов бизнеса.

Участники рынка убеждены, что проблему развития подобной инфраструктуры можно эффективно решать в рамках развития всего туристического комплекса страны, а также при участии муниципальных властей. «Автотуризм у нас в России поддерживался еще во времена СССР, — рассказывает Оксана Милянчикова. — Для иностранцев, приезжающих на автомобилях, была даже отдельная туристическая виза. Также централизовано организовывались автокемпинги. Например, большие кемпинги для автотуристов из-за рубежа существовали в районе Дагомыса на Черном море и под Санкт-Петербургом в районе Ольгино. Сегодня же ситуация с автокемпингами и со стоянками для автодомов пущена на самотек».

Впрочем, сказать, что развитие инфраструктуры для автодомов полностью застопорилось, было бы несправедливо. В прошлом году в программы развития ряда туристско-рекреационных зон в Иркутской области, Алтайском крае, Калининграде, Краснодарском крае включены планы по созданию качественных стоянок для автотуристов. Так, в одном только Краснодарском крае их предполагается создать около сотни. Есть порой и экзотические планы: один депутат Мосгордумы предлагает создать стоянки для автодомов в столице на территориях замороженных строек, чтобы пустующий там площади способствовали развитию в столице автотуризма.

Так или иначе, продавцы автодомов смотрят в будущее с оптимизмом. Они считают, что, как и в Европе, в России все больше людей захочет путешествовать в уютных домиках на колесах. Способствует росту популярности автодомов и развитие такого распространенного во всем мире вида услуг, как аренда. Сегодня в целом условия аренды в России схожи с европейскими — арендная плата составляет около 100 евро в сутки, колебания возможны в зависимости от сезона. Плюс еще залог — около тысячи евро. «Все больше людей предпочитают брать автодом в аренду для путешествий, — говорит Игорь Комаров, руководитель компании “Автодача”. — Просто люди перепробовали почти все виды отдыха, и многим кажется интересным и удобным путешествовать в своем доме на колесах». С ростом благосостояния автодома в России становятся привлекательной альтернативой примитивным пикникам на природе или традиционным путешествиям с палаткой.

У партнеров

    Реклама