Продажный бизнес

Москва, 23.06.2008
«Эксперт Авто» №3 (97)
Автомобильная розница в России пытается поспевать за ростом рынка: быстро увеличиваются обороты дилеров, усиливается концентрация бизнеса, наметился приход крупных инвестиций, в том числе из-за границы

«Розничная торговля автомобилями, замешанная на бешеном взлете российского автомобильного рынка, сегодня сулит большие выгоды, — говорит Олег Пименов, генеральный директор группы компаний Musa Motors. — И в этом бизнесе стремятся поучаствовать и нефтяники, и торговцы роскошью, и многие другие компании». В последние годы этот сегмент стал одним из наиболее привлекательных направлений ритейла. Однако, судя по всему, хаотичное развитие рынка автомобильной розницы завершается. Авторитейл в России начинает расти не количественно, а за счет укрупнения игроков, поглощения мелких компаний. К этому рынку уже присматриваются крупные инвестиционные фонды и международные корпорации.

Дилерская экспансия

Мало произвести хороший автомобиль. Его надо еще и квалифицированно продать, а потом обслуживать. Сегодня на российском рынке насчитывается около трех тысяч автомобильных дилеров, предоставляющих подобные услуги. При этом почти две трети из них — это продавцы иномарок. Официальными дилерами сейчас представлены в России все крупные мировые производители автомобилей, которые авторизированно продают в стране в общей сложности более 60 марок. Интересно, что больше всего дилеров в России у корейцев. Так, лидерами по числу официальных торговых представителей сейчас являются такие марки, как Hyundai и Kia, каждая из которых имеет более 200 российских дилеров. Для сравнения: большинство европейских и японских автопроизводителей предпочитают более сдержанно выдавать право на торговлю своей продукцией — общее число российских дилеров европейских и японских производителей не превышает 50 компаний по всей стране.

Еще несколько лет назад основными игроками на рынке автомобильной торговли были мелкие и средние компании. Сегодня на долю первой десятки самых крупных российских авторитейлеров приходится около четверти продаж всех машин в стране. И нынешние лидеры — это уже весьма крупные и солидные компании («Рольф», «Автомир», «Инком-Авто», Genser, «Независимость», «Фаворит Моторз» и др.), чей оборот составляет около миллиарда долларов (см. таблицу 1).

Как и многие другие виды бизнеса, розничная торговля автомобилями географически тяготеет к Москве. Здесь сейчас реализуется около 30% всех продаваемых в стране иномарок (см. график 1). «Москва продолжает приносить автодилерам наибольшую часть прибыли, — рассказывает Татьяна Арабаджи, директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ). — Это связано не только с высокой платежеспособностью московского населения, но и с тем, что столичный авторынок является также транзитным для близлежащих регионов. Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся в радиусе 300–600 километров от Москвы — Тульской, Владимирской, Тверской, Смоленской, Калужской, Рязанской, Ярославской и других, — приобретают новые автомобили именно в столице. Это добавляет к емкости московского автомобильного рынка еще примерно 30 процентов и позволяет активно развивать дилерский бизнес».

Однако автомобильная розница в столице уже близка к насыщению, и авторитейл начинает переориентироваться на регионы. Вслед за Москвой больше всего дилерских центров открывается в Санкт-Петербурге, Татарстане, Самарской, Тюменской, Свердловских областях, а также в Башкортостане и Краснодарском крае. Под прицелом дилерской экспансии — в первую очередь города-миллионники и промышленные центры с населением более 300 тыс. человек. Основные виды региональной экспансии крупных автомобильных холдингов — это строительство собственных центров, сотрудничество с местными компаниями и поглощение мелких региональных дилеров. «Стратегия регионального развития в автомобильном розничном бизнесе зависит от ряда ключевых факторов, — говорит Игорь Пономарев, председатель совета директоров группы компаний Genser. — Например, мы считаем, что успешное развитие бизнеса в регионах связано с хорошо налаженными контактами с властями, с потенциальными покупателями. И поэтому наша компания не идет по пути строительства собственных больших торговых центров в регионах, в качестве партнера мы выбираем сильную местную компанию».

Пока объемы продаж в Москве и в регионах различаются в разы (если в столице успешный дилерский центр может реализовывать до полутора-двух тысяч автомобилей в год, то в регионах в среднем хороший показатель успешности работы дилерского центра — это ежегодная реализация порядка 500 автомобилей). Направление развития просматривается отчетливо: наблюдатели указывают, что в ближайшее время число сделок по поглощению региональных компаний будет расти. «В среднесрочной перспективе процесс региональной экспансии крупных дилерских сетей будет серьезно усиливаться, — говорит Анна Синявская, ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “Росбизнесконсалтинг”. — По нашим оценкам, процесс поглощения мелких региональных дилеров в 2008–2010 годах ускорится: если в позапрошлом году было всего четыре сделки в этой области, то в 2008–2010 годах суммарно будет заключено около 25 подобных сделок с участием крупных компаний».

На рынок пошли инвесторы

Стремясь остаться на гребне волны, участники российской авторозницы лихорадочно ищут источники инвестирования для расширения своей деятельности.

Почти все они получают значимые банковские кредиты. «Банки сегодня достаточно активно предлагают свои услуги по инвестиционному кредитованию, в том числе для компаний российской автомобильной розницы. В среднем по рынку финансирование строительства новых автомобильных центров на 40–50 процентов обеспечивается за счет банковских кредитов», — констатирует Татьяна Арабаджи из НАПИ.

Одновременно российские автомобильные дилеры все активнее выходят на рынок публичных заимствований. Сказанное пока относится больше к выпуску облигаций. Этот инструмент привлечения средств, в частности, используют «Инком-Авто», «Автомир», «Атлант-М», «Транстехсервис».

Все чаще в последнее время говорят о выходе крупных холдингов российского авторитейла и на IPO. О подобных планах в ближайшие годы, например, объявляют «Инком-Авто», «Атлант-М», Genser, «Независимость», «Автоспеццентр». Однако, по мнению наблюдателей, IPO компаний российского авторитейла будет происходить не ранее 2010 года. Основная причина: само развитие рынка еще не подошло к своему пику, и дилеры опасаются, что слишком поспешное проведение IPO обернется недооценкой и компания потеряет часть своей капитализации.

Одновременно инвесторы сами все активнее идут в розничную автоторговлю. Только за последний год в этой области был осуществлен ряд заметных сделок: около 10% «Инком-Авто» были проданы фонду AIG Russia Century Fund. Фонд прямых инвестиций Alfa Capital Partners (ACP) приобрел около 50% акций группы компаний «Независимость». А ранее 33% акций компании Genser были куплены фондом Volga River One Capital Partners.

Наконец, самый свежий тренд — это выход на российский рынок авторитейла крупных иностранных компаний. Следует отметить, что вообще крупные мировые компании автомобильного розничного бизнеса сегодня развивают бурную деятельность на рынке третьих стран. «Развивающиеся рынки — это сейчас привлекательное поле деятельности для крупных мировых авторитейлеров, Особенно если учесть, что западные автомобильные рынки стагнируют и там нет простора для развития, — комментирует Игорь Пономарев из Genser. — Целый ряд крупных международных игроков осуществляет экспансию на развивающиеся рынки: например, крупнейший американский авторитейлер, компания Auto Nation, динамично осваивает Китай. В России же наиболее заметный иностранный игрок — британская Inchcape».

Следует отметить, что компания Inchcape осторожно подбиралась к российскому рынку. Еще несколько лет назад она развернула активную деятельность в Прибалтике, а в позапрошлом году Inchcape приобрела 75% акций петербургской компании «Аксель Кар» (дилер Toyota и Lexus), а также создала совместное предприятие с крупным столичным авторитейлером — группой «Независимость». Ну и крупнейшей сделкой последнего времени не только в России, но и во всем мире станет покупка Inchcape, по предварительным оценкам — более чем за полмиллиарда долларов, российского дилера Musa Motors (подробнее см. «В обмен на идеи и технологии»).

Однако, по мнению наблюдателей, более массовый приход иностранцев на рынок розничной автоторговли России сдерживает ряд факторов. Главный из них — непрозрачность российского автобизнеса. «Ключевая причина, по которой иностранцы не спешат в массовом порядке приходить в российский бизнес авторитейла, — непрозрачность бизнеса основной массы игроков, а также невысокая привлекательность активов российских компаний: географически неравномерно распределенные, сравнительно небольшие сети дилерских центров — это часто запутанная и непрозрачная структура собственности и управления, — отмечает Анна Синявская. — Возможно, иностранные игроки выйдут на рынок позже, когда появятся компании с прозрачной структурой собственности и управления, которые будут интересны иностранцам в качестве возможного приобретения. На мой взгляд, массового прихода иностранных игроков можно ожидать не ранее 2010–2011 годов».

Перспективы — в сервисе

В любом случае еще до прихода иностранцев конкуренция на автомобильном розничном рынке в ближайшее время будет обостряться. И главным конкурентным преимуществом компаний в этой борьбе станет развитие смежных направлений бизнеса — сервиса и обслуживания автомобилей, а также продаж подержанных машин и сопутствующих финансовых услуг.

Сегодня в структуре бизнеса компаний российского авторитейла наблюдается явный перекос в сторону получения дохода от продажи новых автомобилей: дилеры в среднем 70, а в некоторых случаях все 90% своих доходов получают именно от реализации новых машин. На Западе этот показатель более чем вдвое ниже — доход от доли продаж новых автомобилей в развитых странах (например, в США) составляет порядка 25–30%, а основную часть прибыли автодилеры получают от сервисного обслуживания, продажи запчастей, реализации подержанных машин и от предоставления финансовых услуг, связанных с продажами (кредит, страховка, лизинг и др.) (см. график 2).

«В погоне за сиюминутной прибылью от продаж новых иномарок многие дилеры забывают о развитии услуг обслуживания и сервиса автомобилей, — комментирует сложившуюся на российском рынке ситуацию Олег Пименов из Musa Motors. — Сегодня спрос на сервис автомобилей серьезно превышает предложение: люди несколько месяцев могут ждать очереди на оказание услуг по кузовному ремонту или несколько недель ждут проведения других сервисных работ. Конечно, в условиях повышенного спроса можно не беспокоиться о высоком уровне сервисных услуг — ведь вместо любого ушедшего недовольного клиента приедет новый. Но что будет, когда развитие рынка стабилизируется, и люди будут выбирать того, кто действительно лучший? С усилением конкуренции выживут компании, более продуманно развивающие услуги сервиса. Именно этим сегодня занимаются наиболее дальновидные игроки».

Еще одно потенциально перспективное направление — продажи подержанных машин. Например, в Европе и США эта сфера бизнеса может приносить в отдельных случаях до четверти всего дохода у отдельного дилера. Однако пока развитие этого направления бизнеса сдерживается несовершенным российским законодательством: при продаже машины с пробегом российский автодилер должен платить налог на добавленную стоимость в размере 18%. Участники рынка считают такое положение дел несправедливым. Получается, дилер обязан платить НДС дважды — один раз при продаже нового автомобиля и второй раз (если этот же автомобиль ему по системе trade-in вернул покупатель) — уже при продаже подержанного. Впрочем, в ближайшее время ситуация может измениться: в Госдуму уже внесен законопроект, отменяющий уплаты НДС при реализации подержанной машины. Если он будет принят, то продажи подержанных автомобилей у нас, так же как и на Западе, начнут занимать существенную долю в оборотах игроков авторозницы. Соответственно, выиграет тот, кто начнет предлагать подобные услуги наиболее квалифицированно и профессионально.

Годовой оборот как минимум пяти крупнейших автодилеров сейчас перешагнул отметку 1 млрд долларов, но не все автодилеры полностью раскрывают свою финансовую информацию. Крупнейшие автодилеры России

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №3 (97) 23 июня 2008
    N03 (97) 23 июня
    Содержание:
    В обмен на идеи и технологии

    В результате поглощения британской компанией Inchcape российская группа компаний Musa Motors в течение двух лет намерена утроить свой оборот и серьезно усилить конкурентные преимущества, прежде всего в области автомобильного сервиса

    Реклама