Тормозной путь

Автосалон
Москва, 20.10.2008
«Эксперт Авто» №7 (101)
Выход из усугубляющегося кризиса продаж европейские автопроизводители видят в более диверсифицированном подходе к созданию моделей для европейского и для развивающихся рынков

Парижский автосалон считается одним из главных событий в мировой автоиндустрии: сегодня на Европу приходится 40% мировых продаж автомобилей (см. график 1), и именно в Париже традиционно определяется, на чем в ближайшее время будет передвигаться почти полмира. В этом году в рамках Парижского автосалона, который завершился на прошлой неделе, состоялось более 90 мировых премьер. Однако атмосфера выставки на сей раз была отнюдь не праздничной. Настроение участникам сильно испортили невеселые данные о падении продаж автомобилей в Западной Европе.

Например, в Ирландии продажи автомобилей в сентябре упали аж на 62% по сравнению с сентябрем прошлого года, в Испании — на 32%, в Великобритании — на 21%, в Италии — на 6,5%. Бодрячком пока вроде держится автомобильный рынок Германии (в сентябре падение продаж составило 1,5%). А хозяева автосалона французы и вовсе рапортовали, что в сентябре продажи автомобилей, напротив, подскочили на 8%; правда, потом они вспомнили, что ранее, в августе, продажи во Франции падали на 7%. В целом подсчеты и долгосрочные прогнозы неутешительны: по данным авторитетной исследовательской компании J. D. Power Automotive Forecasting, в среднем продажи легковых автомобилей в Европе в сентябре снизились на 9,2% (на 1,2 млн единиц). А по итогам 2008 года продажи упадут минимум на 7–8%, в 2009 году ожидается снижение еще на 9%, до 12,4 млн единиц (с 14,8 млн в прошлом году, см. график 2).

1

Сокращение потребительского спроса уже сказалось на планах крупнейших автопроизводителей. Руководство GM заявило, что в связи с падением потребительского спроса выпуск машин на европейских заводах (в основном марки Opel) будет уменьшен на 40 тыс. штук, поэтому работа всех заводов компании в Европе (кроме предприятия в Руссельхайме под Франкфуртом) будет полностью остановлена с 20-го по 31 октября. О сокращении почти трех тысяч рабочих мест в Швеции объявила Volvo (в Европе продажи машин этой марки за девять месяцев с начала года снизились на 11,7%). Концерн Volkswagen заявил, что на неделю приостанавливает работу заводов Skoda в Чехии. На 13 тыс. автомобилей в текущем году сокращает производство марка Seat. О сокращении выпуска своей продукции в Европе объявили также Ford, BMW, Daimler. «Кризис сейчас оказывает негативное влияние на все области мировой экономики, в том числе на автомобильную промышленность, — сказал в интервью “Эксперту” Филипп Спендер, вице-президент Mazda Motor. — Развитие европейского рынка замедляется, продажи падают прежде всего из-за того, что покупателям стало сложнее получить кредит на покупку автомобиля. А именно по кредитным схемам сегодня продается большинство автомобилей в Европе».

Правильные модели

Как ведущие мировые автопроизводители планируют преодолевать наступающий кризис продаж? В Париже главным инструментом противостояния кризису мировые автокомпании называли более продуманное, гибкое и своевременное обновление модельного ряда. «Мы считаем, что рецепт преодоления кризиса — в нужное время и в нужном месте предлагать потребителю новые и действительно нужные ему модели», — заявил на пресс-конференции исполнительный вице-президент Toyota Motor Corporation Мицуо Киносита и добавил, что только в 2009 году его компания намерена выпустить на рынок еще 18 новых моделей.

2

Сейчас европейских автовладельцев прежде всего волнуют растущие цены на топливо, узость городских улочек Старого Света, а также показатели вредных выбросов — в ближайшее время предполагается серьезное ужесточение соответствующего законодательства и повышение налогов для владельцев неэкологичных машин. Именно на эти основные запросы на сей раз старались ответить участники парижского смотра. Подавляющее большинство новинок в Париже было представлено именно в сегменте субкомпактных автомобилей. К ним, в частности, относятся такие мировые премьеры, как Toyota IQ, Ford Ka, новая Honda Jazz, Hyundai i20, новая BMW 1-й серии, концепт-кары BMW X1, Citroёn Hypnos и др.

Самая маленькая серийная машинка от Toyota — IQ — стала, пожалуй, одной из главных парижских премьер. Эта стильная машина длиной менее трех метров претендует на то, чтобы в Европе ее любили больше, чем сверхкомпактные машинки Smart: в течение следующего года Toyota рассчитывает продать более 80 тыс. IQ по всей Европе.

Широкий резонанс вызвала и презентация самого маленького автомобиля в модельном ряду Ford — нового Ford Ka. «Ka — это автомобиль, который при своих небольших размерах обладает свойствами большого автомобиля — он достаточно просторен внутри, может вмещать много багажа и при этом оснащается новыми экономичными и экологичными двигателями, — говорит Ингвар Свиггум, вице президент по маркетингe и продажам Ford of Europe. — Мы рассчитываем ежегодно реализовывать в Европе до 100 тысяч новых Ford Ka, в частности, порядка 20 тысяч будет продаваться в Италии, где особенно популярны маленькие автомобили».

Вообще, по словам руководства Ford, европейское подразделение компании в условиях кризиса может стать палочкой-выручалочкой для американского рынка. «В США продажи автомобилей падают очень сильно, а из-за роста цен на бензин американцы предъявляют все больший спрос на компактные и недорогие машины, — продолжает г-н Свиггум. — Сегодня мы изучаем перспективы продаж европейских моделей Ford на американском рынке. Еще совсем недавно такая идея казалась нереальной. А уже сейчас объявлено, что с 2010 года на заводе Ford в Мексике будет собираться компактная модель Ford Fiesta, которая ориентирована в первую очередь на североамериканский рынок. Кроме того, мы собираемся активно продавать в США Ford Focus и Ford Mondeo. А поставки модели Ford Transit Connect из Европы в Америку уже начались».

3

Японская Mazda тоже представила в Париже сверхмалую модель — концепт-кар Mazda Kiyora. «В Европе сейчас очень актуальны небольшие экономичные автомобили, и дизайн нашей новой Mazda Kiyora вдохновлен водной стихией: машина похожа на каплю воды, которая легко и гармонично пробирается через городские улицы, — говорит Филипп Спендер из Mazda Motor. — В целом же в условиях кризиса не очень большим компаниям, таким как Mazda, выживать легче. Мы можем быстрее и гибче реагировать на потребительский спрос и за считанные месяцы подстраивать наши производственные мощности под изменения рыночной конъюнктуры. Именно благодаря гибкости Mazda пока не очень страдает от кризиса продаж — по итогам текущего года мы планируем продать в мире 1,46 миллиона автомобилей, при том что в прошлом году мы продали 1,36 миллиона».

На стенде одного из хозяев выставки — французской марки Citroёn — говорили о том, что сложные времена заставляют вспомнить о такой характеристике автомобиля, как универсальность. На салоне компания представила новую модель Citroёn C3 Picasso, которую специалисты относят к классу сверхмалых MPV (Multi-Purpose Vehicle — автомобилей широкого назначения). При своих небольших размерах она весьма вместительна и удобна, например, для семьи — благодаря трансформируемому салону и высокой крыше. «Наступает кризис, и многим людям придется сокращать расходы, — говорит Винсент Бессон, директор по продуктам и рынкам компании Citroёn. — Citroёn C3 Picasso как раз для тех, кому нужно уменьшать траты, не понижая уровня жизни. Этот автомобиль вместителен, удобен, а цена на него будет доступной. Вообще, мы считаем, что в связи с кризисными явлениями все более актуальными будут машины, созданные по принципу “дешевле, но качественнее”. Стратегия Citroёn — отвечать этим запросам покупателей в сложные для автомобилестроения времена».

Россия им поможет

Светлым пятном на этом невеселом фоне выглядел российский рынок. Очередные результаты продаж автомобилей в России заставили многих участников выставки приободриться: по последним данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в сентябре продажи новых иномарок в России увеличились на 22% (по сравнению с тем же периодом 2007 года). Впечатляет и прирост продаж за девять месяцев текущего года — в среднем он составил 40%, а лучших результатов достигли такие марки, как Hyundai (+67%), Nissan (+45%), Opel (+73%), Honda (+154%), Mazda (+81%), Skoda (+90%) и др. (см. таблицу 1).

4

Но некоторых сентябрьские результаты в России не порадовали: так, продажи марки Ford по итогам прошлого месяца (по сравнению с сентябрем прошлого года) снизились на 13%, Renault — на 4%, а Mitsubishi — на целых 25% (см. таблицу 2). Впрочем, игроки рынка говорят, что паниковать пока не стоит: у большинства марок динамика продаж в сентябре выросла, та же Toyota увеличила поставки на 66%, Mazda — на 73%, а Volkswagen — на 85%. Участники автосалона убеждены, что до конца года рост автомобильного рынка в России сохранится, правда, не такой, как ожидалось. Ранее компания PricewaterhouseCoopers прогнозировала, что к концу года российский рынок легковых автомобилей увеличится на 30% — с 2,9 до 3,8 млн штук; сейчас же представители крупнейших автопроизводителей утверждают, что рост рынка будет более сдержанным: по самым пессимистическим прогнозам, речь может идти о 5–10%.

Правда, потребительский спрос в России явно диссонирует с теми основными новинками, что были представлены в Париже. Несмотря на то что в крупных российских городах интерес к небольшим машинам вроде бы растет, в целом автомобили самого маленького размерного класса А пока не очень популярны, так что большинство показанных в Париже новых моделей вряд ли будут поставляться на российский рынок. «Новый Ford Ka, скорее всего, у нас официально продаваться не будет, — констатирует Екатерина Кулиненко, пресс-секретарь Ford в России. — Перспективы развития продаж маленьких машин в России еще не ясны, поэтому нам пришлось бы поставлять модель в небольших количествах. А это негативно отразилось бы на цене, Ford Ka стоил бы так же, как Ford Fiesta, что экономически не оправдано». Тему продолжает пресс-секретарь Toyota в России Татьяна Русакова. «Новая Toyota IQ в Россию поставляться не будет, — говорит она. — Совсем маленькие машинки у нас плохо продаются, да и с конструктивной точки зрения будет сложно адаптировать IQ к России — например, найти место под капотом, чтобы поставить туда приспособленный к нашим зимам более мощный аккумулятор».

Перспективы хороших продаж в России мировые автопроизводители связывают с моделями более высокого размерного класса, а также с внедорожниками и моделями класса премиум. В частности, к экспонатам выставки, которые, безусловно, понравятся россиянам, относятся показанные в Париже новая Toyota Avensis, Audi S4, Opel Insignia, Skoda Octavia, BMW 7-й серии. А представители Infiniti, которые показали на своем стенде новый кроссовер Infiniti FX37, поспешили заявить, что в ближайший год они планируют удвоить продажи в России: вице-президент Infiniti Europe Джим Райт пообещал, что в следующем году Infiniti продаст на российском рынке 12 тыс. автомобилей и займет 10% продаж автомобилей класса премиум.

5

Многие высказывания производителей о расширении своей деятельности в России были связаны с развитием собственного производства. В частности, представитель Chrysler сделал громкое заявление, что до конца года компания заключит соглашение о строительстве нового завода. Правда, пока топ-менеджеры Chrysler не уточнили, где будет расположен завод и какие автомобили он будет производить.

О намерении открыть в России новое крупное предприятие по производству автокомпонентов говорил и Ханц-Георг Херктер, председатель совета директоров немецкой компании ZF, крупного мирового производителя компонентов подвески и трансмиссии.

Наконец, весьма значимое заявление было сделано крупнейшим российским производителем — компанией АвтоВАЗ. На своем стенде она не показала ничего интересного, кроме мелкосерийной сверхскоростной машины Lada Revolution, которая, по словам представителей завода, будет выпускаться в количестве нескольких десятков штук в год. Зато представители АвтоВАЗа объявили о начале строительства нового завода по производству автомобильных двигателей. Предприятие будет выпускать два бензиновых мотора (объемом 1,4 и 1,6 литра), его мощность составит 450 двигателей в год. Моторы будут производиться по лицензии главного иностранного акционера АвтоВАЗа, французской компании Renault, за что российская компания планирует заплатить французам 120 млн евро. Представитель АвтоВАЗа Ян Винсент также сообщил, что его компания согласилась заплатить Renault 100 млн евро за платформу автомобиля Renault Logan, на базе которой российский автопроизводитель будет создавать новое семейство автомобилей Lada.

Париж—Москва

В сентябре у ряда производителей российские продажи упали, но у большинства существенно выросли. 15 самых продаваемых в России иномарок в сентябре 2008 года (шт.)
Продажи иномарок в нашей стране в текущем году выросли на 40%. 15 самых продаваемых в России иномарок за 9 месяцев 2008 года (шт.)

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №7 (101) 20 октября 2008
    N07 (101) 20 октября
    Содержание:
    Автосалон
    Реклама