Избавиться от автохлама

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
13 июля 2009, 00:00

Компенсация за утилизацию старых машин — эта мера в период кризиса стала настоящим спасательным кругом для автомобильных рынков многих европейских стран. О возможности принятия подобных программ заговорили и российские власти

В Европе так называемые бонусы за утилизацию стали активно применяться с начала текущего года, когда кризис потянул вниз продажи на всех ведущих автомобильных рынках. Мера оказалась очень эффективной — благодаря ей значимые рынки ряда западных государств не только не рухнули, но даже демонстрируют устойчивый прирост продаж в течение нескольких последних месяцев. Суть бонуса проста: владелец сдает старую машину в утиль и за это получает дополнительные средства на покупку нового автомобиля. Тем самым достигаются две важные цели: с одной стороны, стимулируются продажи новых машин, с другой — автопарк очищается от автомобильного хлама, негативно влияющего на экологию.

Наиболее эффективно схема «сдай старый автомобиль на свалку и купи со скидкой новый» действует в Германии. Программа стартовала в конце января, срок ее действия определен до конца текущего года. Акция распространяется на тех, кто сдал в утилизацию автомобиль старше девяти лет: государство компенсирует им 2,5 тыс. евро при покупке новой машины. Процесс получения утилизационного бонуса в Германии уже четко отлажен. Заявитель должен направить (можно даже по электронной почте) в соответствующую службу документ, подтверждающий факт утилизации старого автомобиля. После этого ему выдается купон, с которым он в течение полугода может получить скидку (упомянутые 2,5 тыс. евро) на приобретение нового автомобиля.

Успех утилизационной программы в Германии превзошел все ожидания: только за месяц заявки на компенсации подали порядка 600 тыс. человек. В результате на фоне общего падения продаж в мире реализация новых автомобилей по итогам февраля 2009 года подскочила в Германии на 20%, а в марте — аж на 40%. По итогам первых пяти месяцев текущего года прирост продаж в Германии составил почти 30% (см. график), что является рекордным показателем на фоне среднего падения продаж в Европе на 15%. Примечательно, что успех программы заставил пересмотреть объем средств, выделяемых на нее из государственного бюджета: если изначально власти ФРГ планировали потратить на выплату утилизационных бонусов 1,5 млрд евро, то сейчас сумма увеличена более чем втрое — до 5 млрд евро.

Схожие меры поддержки автомобильного рынка стали внедрять и другие страны. Так, в Италии с конца февраля за сдачу в утиль автомобиля, также старше девяти лет, полагается компенсация от 1,5 тыс. до 5 тыс. евро (размер зависит от того, какой автомобиль будет куплен: чем машина экологичнее, тем больше компенсация). Благодаря данным мерам в марте спад продаж в Италии притормозился, а в апреле даже наблюдался рост на 36%.

Во Франции схема поддержки владельцев, сдающих старые автомобили на утилизацию, действует с начала года. Размер премии составляет 1 тыс. евро, еще 700 евро полагается тому, кто примет решение купить автомобиль с низким уровнем вредных выбросов (ниже 120 граммов СО2 на километр). Результат: в марте продажи новых автомобилей в стране выросли на 8,1%.

Весьма успешной схожая программа оказалась в Словакии. Здесь за сдачу в утиль 10-летней машины полагается бонус в размере 2 тыс. евро. В результате при том, что рынок Центральной и Восточной Европы особенно пострадал от падения продаж, уровень реализации автомобилей в этой стране в марте вырос на 18,2%, а по итогам пяти месяцев Словакия оказалась на третьем месте по приросту продаж в Европе.

Впечатлившись положительным эффектом, в настоящее время еще ряд стран разворачивают программы утилизационных бонусов. В Великобритании с середины мая текущего года до марта 2010-го действует акция, в рамках которой за замену автомобиля в возрасте 10 лет и старше полагается бонус в размере 2 тыс. фунтов. Правительство решилось выделить на эту акцию 300 млн фунтов с надеждой хотя бы приостановить настоящий обвал автомобильного рынка страны (за пять месяцев текущего года сокращение составило почти 30%, см. график). В Испании с начала мая стали выплачивать премию в размере 2 тыс. евро тем, кто оправляет на переработку свои старые автомобили. В Японии при сдаче старой машины и покупке новой с низким уровнем вредных выбросов скоро можно будет получить бонус до 3 тыс. долларов. Наконец, на самом крупном мировом автомобильном рынке — американском, который за первые пять месяцев этого года рухнул на 37%, власти также решили обратиться к спасительной идее утилизационных бонусов. Сейчас законодатели США рассматривают несколько вариантов. Наиболее вероятный — поощрение тех, кто согласится избавиться от автомобилей старше восьми лет. Сумма премии, по всей видимости, составит не меньше 3,5 тыс. долларов. Причем бонус, скорее всего, будет распространяться только на приобретение автомобилей, собранных на территории Северной Америки, что уже вызывает протест не американских автопроизводителей, прежде всего японских.

«В период кризиса премия за утилизацию служит еще одним аргументом в пользу покупки нового автомобиля, создавая дополнительную выгоду от приобретения и определенное чувство срочности, — объясняет причину успеха введения утилизационной премии Дмитрий Чумаков, директор компании Vector Market Research. — Таким образом, данные меры стимулируют потребителя не откладывать совершение покупки на более длительный период. Во время рецессии такие действия особенно нужны и эффективны, поскольку потребители еще больше ориентированы на сбережение против накопления и совершают покупки товаров длительного пользования зачастую в тех случаях, когда действительно ощущают выгоду от их приобретения “именно сейчас”».

Утилизация в России

Глядя на западный опыт, российские власти недавно заговорили о том, что и у нас подобная мера могла бы стать действенным средством поддержки автомобильной промышленности. На одном из совещаний по автопрому в Тольятти весной этого года премьер Владимир Путин поручил разработать ряд мер по развитию автомобильного рынка в России, в том числе выплат владельцам транспортных средств за переданные на утилизацию легковые автомобили старше 10 лет. Сроков исполнения данного поручения нет. В настоящее время представители разных властных структур активно обсуждают возможные пути развития новой программы. В частности, чиновники Министерства природных ресурсов и экологии РФ недавно высказали мнение: премия за согласие владельца старого автомобиля сдать его в утиль должна составлять 50 тыс. рублей.

1

Заявления властей о возможности появления в России утилизационной программы вызвали бурную реакцию участников отечественного авторынка и наблюдателей. Большинство единодушны в том, что тема утилизации автомобилей сама по себе очень актуальна для России. Ведь российский автопарк один из самых старых в Европе. Так, согласно последним исследованиям агентства «Автостат», в России почти каждый четвертый находящийся в эксплуатации автомобиль старше 20 лет. Еще примерно треть машин — старше 10 лет, а в возрасте до 10 лет находится около 40% российского автопарка (см. диаграмму).

Однако эффективность возможной программы в России напрямую зависит от того, как конкретно она будет реализовываться. Прежде всего, значимым фактором будет собственно размер премии за сданную в утиль машину. Сумма, безусловно, должна быть существенной, чтобы автовладелец захотел отправить на свалку старый автомобиль. «Вряд ли получится предложить населению такие же условия, как в Германии — 2,5 тысячи евро, или в США — 3,5–4,5 тысячи долларов, — говорит Денис Петрунин, управляющий директор “Хендэ Мотор СНГ”. — Скорее всего, возможный размер премии будет эквивалентен тысяче долларов, может быть, немного больше. Впрочем, Министерство природных ресурсов и экологии в своем предложении говорит о 50 тысячах рублей, по российским меркам это весьма солидная премия, которая может оказать серьезное воздействие на эффективность реализации данной программы».

В свою очередь, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что сумма премии, «с одной стороны, должна быть достаточно существенна, чтобы стимулировать автовладельца расстаться с машиной, с другой стороны, не должна быть тяжкой ношей для того, кто будет ее выплачивать. Возможно, премия должна составлять 10–15 процентов от стоимости новой машины, аналогичной утилизируемой. То есть если новая машина стоит 10 тысяч долларов, то премия за старую должна равняться 1–1,5 тысячи долларов».

Другой важный момент успешной реализации утилизационной программы в России — готовность соответствующей инфраструктуры. Число современных предприятий, специализирующихся на утилизации автомобилей, у нас исчисляется единицами. А в той же Германии существует более 15 тыс. приемных пунктов и около сотни настоящих заводов, специализирующихся на безвредной для природы переработке машин.

Независимый утилизационный бизнес, следует признать, худо-бедно существует и в России, но на весьма примитивном уровне. Например, в Москве несколько десятков небольших компаний предлагают любому желающему совершенно бесплатно утилизировать автомобиль. Для этого, впрочем, автовладельцу предварительно нужно снять машину с регистрационного учета. А вот увезти отживший свой век автомобиль такие фирмы предлагают исключительно за счет хозяина (правда, обычно это касается тех случаев, когда машина находится в черте города). «Прибыльность подобного бизнеса строится на том, что мы старый автомобиль сдаем на металлолом, это позволяет окупить затраты на его эвакуацию и демонтажные работы. Реже бывает, что мы используем для перепродажи некоторые запчасти — например, сидения или стекла», — объясняет суть утилизационного бизнеса в России Сергей Стуилов, менеджер компании «Шоссе», специализирующейся на переработке старых автомобилей.

Между тем деятельность таких небольших компаний вызывает тревогу у экологов. Помимо прибыльного в плане переработки металла в современном автомобиле есть химические жидкости, аккумуляторы и пр., которые требуют грамотной утилизации, чтобы их попадание на свалку не нанесло ущерба окружающей среде. На Западе, например, слитое старое моторное масло путем так называемого термического крекинга перерабатывают в печное топливо, бензин-растворитель и тяжелую углеродную фракцию, которая используется в производстве асфальта. У нас же мелким компаниям не под силу осваивать подобные сложные технологии переработки, и то же моторное масло зачастую может просто варварски сливаться в грунт на какой-нибудь дальней стихийной свалке.

«Предприятиям, подобным нашему, нужны единые правила игры, — считает Евгений Весенин, директор компании “Автоутиль”. — То есть, колеса, например, нужно отвозить на переработку на такое предприятие, аккумуляторы — на такое. При четко налаженной системе утилизация автомобилей может быть очень прибыльным бизнесом, как это сейчас есть на Западе. У нас же в переработку идет лишь малая часть пригодных для этого материалов». Кстати, представители российского утилизационного бизнеса сетуют на то, что разговоры о компенсации уже начали сдерживать поступление новых клиентов. «Раньше люди более охотно звонили и просили забрать их старый автомобиль, который, например, занимает место на стоянке, — продолжает Евгений Весенин. — Сейчас же нам звонят и спрашивают: а вы нам дадите ваучер на 50 тысяч рублей за утилизацию? Хорошо бы мне, в свою очередь, кто-нибудь этот ваучер давал. Тогда, конечно, число желающих сдать на свалку автомобиль у нас увеличились бы в разы».

Время действовать

Определенный скепсис по поводу будущего утилизационной программы в России вызывают возможные злоупотребления и мошенничество. Ведь даже в Германии с ее четко работающим исполнительным механизмом утилизационная программа породила различные виды мошенничества и недобросовестных действий. Например, сейчас германская полиция расследует случаи, когда сотни автомобилей, которые были сданы на утилизацию, на самом деле не пошли под пресс, а были перепроданы в африканские страны. Другой пример: с недавних пор немцы стали в массовом порядке скупать старые автомобили в соседней Польше. За несколько сотен евро автомобиль-развалюха приобретается в Польше, а потом переправляется в Германию, где новый владелец получает солидную компенсацию за то, что передал машину на утилизацию.

«В России механизм сдачи автомобиля в утиль должен быть четко и прозрачно прописан, — говорит Сергей Удалов, аналитик агентства “Автостат”. — Должны быть гарантии, что один и тот же автомобиль не будет сдаваться на свалку по семь раз. И что оформление премии не будет столь сильно забюрократизировано, что у нормального человека отпадет желание собирать многочисленные бумажки».

Эффективным решением для развития утилизационной программы в России могло бы стать привлечение к ней всех ключевых участников рынка, в особенности дилеров. «Дилеры могут выступать в виде агентов государства, принимая автомобили по фиксированному тарифу, определенному государством и исключающему возможности завышенной оценки, а также осуществлять доставку этих автомобилей к местам утилизации, — говорит Дмитрий Чумаков из Vector Market Research. — Размер премии в таком случае будет вычитаться из стоимости нового покупаемого автомобиля и переводиться на счет дилера после официального проведения сделки».

Наконец, участники рынка указывают на такой важный момент, как временной фактор. Меры по стимулированию продаж на рынке нужны именно сейчас. И очень существенно, чтобы процесс реализации программы не затянулся, как это было, например, с той же программой по государственному кредитованию автомобилей, собранных на территории РФ. Об этой программе начали говорить еще в ноябре прошлого года, но реально она заработала только в апреле. «Утилизация старых машин смогла бы стимулировать продажи новых автомобилей, но, скорее всего, для полноценного ее развертывания в стране и достижения результатов, сходных с европейскими, должны пройти годы, — говорит Дмитрий Баранов из УК “Финам Менеджмент”. — Но, безусловно, позитивный момент заключается в том, что власти наконец стали обсуждать данный вопрос и предлагать варианты его решения».