Рынок пополам

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
25 января 2010, 00:00

По результатам прошлого года российский автомобильный рынок упал на 49%, и это в сравнении с другими странами одно из самых сильных снижений. В наступившем году участники рынка надеются на более действенные меры государственной поддержки и прогнозируют стабилизацию продаж

Кризис больно ударил по российскому автомобильному рынку. Как официально сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2009 году составили 1,4 млн штук, что на 49% меньше итогов 2008 года. Таким образом, рынок откатился к показателям пятилетней давности (см. график 1).

Ситуация на российском автомобильном рынке выглядит печально на фоне других государств (см. график 2). Таких падений, как в России, большинству развитых стран удалось избежать. В среднем западноевропейский рынок закончил 2009 год на уровне, аналогичном 2008 году, даже прибавив 0,5%. А в некоторых странах ушедший год принес заметный прирост: в Германии продажи автомобилей поднялись на 23%, реализация машин во Франции увеличилась почти на 11%.

Крупнейший мировой рынок — США — просел довольно ощутимо, но все равно падение было вдвое меньше, чем в России: на 21% (до 10,4 млн автомобилей). Одновременно рванул вверх авторынок Китая — продажи здесь выросли аж на 44% (до 13,5 млн штук), и Поднебесная впервые в истории стала самым крупным мировым автомобильным рынком. В Японии объем реализации машин упал на 10% (до 4,7 млн единиц). Италия вышла почти на уровень позапрошлого года — в 2009 году продажи здесь снизились на мизерные 0,2%. В Великобритании сокращение составило 6,4%, в Испании — 17,9%. Более серьезное падение, чем в России, в ушедшем году пережили разве что такие восточноевропейские страны, как Венгрия (–50,4%), Румыния (–59,4%), Эстония (–66,2%), Литва (–67,4%).

Неэффективная господдержка

В большинстве стран остановить обвал рынка или даже стимулировать его рост удалось за счет решительных и эффективных мер государственного регулирования (см. таблицу 1). Самым действенным инструментом в ушедшем году стали так называемые утилизационные программы, когда в обмен на старый автомобиль при помощи государства выдавалась скидка на приобретение нового. Такие меры оказались крайне эффективными в Германии, Франции, Италии, Великобритании, где за сдачу в утиль старого автомобиля выдавался купон на сумму до 2,5 тыс. евро.

В России же власти в ушедшем году не смогли вовремя среагировать и принять схожие действенные меры по предотвращению обвала рынка. «Меры по государственной поддержке автомобильного рынка в России оказались не столь эффективными, — констатировал на пресс-конференции АЕБ Мартин Ян, директор Volkswagen Group Rus и вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ. — Так, по программе государственных кредитов было приобретено всего 70 тысяч автомобилей» (государственные органы рассчитывали, что по этой программе в прошлом году будет продано 150 тыс. машин. — «Эксперт»).

Напомним, что программу государственных кредитов в России начали разрабатывать еще осенью 2008 года, а реально она смогла заработать только в мае 2009-го. Госкредиты на покупку машин явно запоздали — к этому времени автопроизводители начали вводить собственные кредитные программы в сотрудничестве с банками, и предлагаемые ими условия оказывались зачастую более привлекательными, чем программа госкредитования.

Некоторые другие решения властей и вовсе оказали негативное воздействие на рынок. Так, с начала прошлого года вступили в силу новые, более высокие пошлины на ввоз иномарок. «Мы изначально предупреждали власти об отрицательном влиянии на рынок новых пошлин, — сказал на пресс-конференции АЕБ Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, президент Volvo Cars Russia. — Однако правительство все же ввело новые пошлины в тяжелый период для всего рынка».

Помимо повышения пошлин и провала потребительского кредитования на рынке тяжело отразилась и девальвация рубля, что вынудило продавцов принимать ответные меры. «После изменения курса рубля нам в начале прошлого года стало особенно тяжело продавать автомобили, — говорит Эберхард Керн, вице-президент ЗАО “Мерседес-Бенц РУС”. — С 1 июля мы зафиксировали цену в рублях, и это оказалось действенной мерой, позволившей повысить покупательский спрос на наши машины».

Кто упал меньше

Примечательно, что, несмотря на повышение импортных пошлин, доля продаж импортных автомобилей совсем немного, но выросла, поскольку производство легковушек на территории России в ушедшем году сократилось несколько больше, чем сам рынок. По данным АСМ-холдинга, выпуск легковых автомобилей в РФ снизился на 59,4% (до 596,8 тыс. штук). При этом в большей степени сократился объем производства автомобилей традиционных отечественных марок — на 63,9% (до 317 тыс. штук), тогда как падение выпуска иномарок в РФ оказалось несколько меньшим — 52,7% (до 280 тыс. машин).

Впрочем, автомобили, произведенные в нашей стране, продолжают занимать верхние строчки в рейтингах продаж: из десяти наиболее востребованных машин девять выпущены на территории РФ (см. таблицу 2). Самой продаваемой маркой на российском рынке в ушедшем году осталась вазовская Lada (см. таблицу 3). Помимо нее лучше всех в 2009 году в России продавались автомобили таких марок, как Chevrolet, Ford, Hyundai, Renault, Kia.

Пожалуй, самым заметным прорывом прошлого года можно назвать рывок корейской Kia, которая в списке самых популярных в России марок прыгнула с 13-го на 6-е место. А по итогам декабря прошлого года прирост продаж машин Kia и вовсе составил 81%. Абсолютный рекорд по приросту среди 25 самых продаваемых моделей в России принадлежит Kia Sportage, объемы реализации которой прибавили феноменальные 106% по сравнению с 2008 годом. Этот показатель тем значительнее, что среди 25 самых популярных моделей прирост продаж наблюдался только у Lada 4x4 — плюс 10%, объемы реализации остальных автомобили на российском рынке заметно сократились (самым существенным в ушедшем году был провал продаж таких моделей, как Toyota Corolla и Mitsubishi Lancer, — соответственно минус 75% и минус 76%).

Впрочем, успех корейской Kia связан скорее с не очень удачными показателями прежних лет. Только в ушедшем году компания наконец-то серьезно взялась за развитие продаж в России. В то время как большинство автопроизводителей вот уже много лет развивают реализацию через свои дочерние компании в России, Kia создала собственного импортера только в начале прошлого года. «Дочка» Kia в прошлом году вывела на российский рынок сразу пять новых моделей, которые оказались очень востребованы и обеспечили рывок марки в рейтинге.

Успехи других иностранных марок в России преимущественно связаны с развитием собственного производства в нашей стране. В частности, в ушедшем году в пятерку самых продаваемых вошла марка Renault (она переместилась с 9-го на 5-е место). Неплохие показатели связаны с относительно успешными продажами производимой в РФ модели Renault Logan, которая по итогам года стала самой популярной иномаркой в России, обогнав бестселлер прошлых лет — Ford Focus. «В кризисные времена люди предпочитают более доступные, так сказать, бюджетные модели, — объясняет Марк Оувенден, президент “Форд Мотор Россия”. — Впрочем, мы не рассматриваем Logan как конкурента модели Focus. Ford Focus — машина более высокого класса, которую в кризис продавать сложнее».

Также за счет собственного производства ощутимое движение вверх в рейтинге (с 17-го на 12-е место) осуществила марка Volkswagen. На своем заводе в Калуге компания уже запустила сборку около двух десятков моделей Volkswagen и Skoda.

Неудачным ушедший год в России стал для японских марок, что объясняется неблагоприятным изменением курса иены. Из-за резкого подорожания рублевых цен, например, падение продаж марки Honda составило 74%, и в рейтинге популярности марка скатилась с 12-го на 19-е место. С результатом минус 64% отступила с лидирующих позиций Toyota (переместившись с 4-го на 7-е место). Падение продаж марки было бы еще более существенным, если бы не собственное производство Toyota в России, объемы которого в прошлом году увеличились на 28%. «Собственное производство позволяет нам более эффективно контролировать цену на продукцию Toyota в России. Также мы экономим на логистике и более оперативно выполняем заказы наших покупателей», — говорит представитель компании ООО «Тойота Мотор» Татьяна Русакова, добавляя, что из-за кризиса внимание покупателей перемещается на модификации с более ограниченными и доступными комплектациями.

На 65% снизились продажи другой японской марки — Nissan, которая съ­ехала с 6-го на 8-е место в общем рейтинге. Дело в том, что собственный завод японской марки под Питером заработал только в июне ушедшего года, и его продукция еще не успела существенно отразиться на общей статистике продаж в России. Интересно, что, по словам представителей Nissan, российские продажи несколько сдержал подъем европейских рынков. Ранее руководство компании готовилось к более пессимистическому сценарию продаж в Европе и снизило производство, в частности, моделей Qashqai на своем заводе в Англии. Однако спрос на данные модели в Европе подскочил, и в России ощутили нехватку квот на эту машину. «Мы могли бы продавать Qashqai в России больше, если бы не ограниченность поставок с нашего завода в Англии», — поделилась с «Экспертом» представитель Nissan в России Татьяна Натарова.

Несмотря на падение спроса, недостаточность квот на отдельные модели в ушедшем году отмечали и другие автопроизводители. Например, Hyundai в августе вывела на рынок преемника популярной модели Getz — i20, на которую в России наблюдался бурный спрос. Представители корейского производителя говорят, что до сих пор из-за высокого спроса в Европе в России ощущается недостаток некоторых модификаций Hyundai i20. Нехваткой сверхпопулярной в Европе модели XC60 отчасти объясняют свое падение в России и представители Volvo (минус 67% и перемещение с 23-го на 30-е место).

Более мягкие последствия кризис имел для сегмента премиум. В России почти у всех марок сокращение продаж здесь было существенно меньше среднего показателя по рынку, наблюдался подъем в общем рейтинге. Так, BMW и Audi снизили продажи на 11 и 12% (марки поднялись соответственно с 25-го и 26-го места на 21-е и 22-е). На 28% сократились продажи Mercedes-Benz (марка передвинулась с 27-го на 24-е место). «Сектор премиум менее зависит от таких факторов, как автомобильные кредиты, сокращение которых больно ударило по массовым сегментам, — объясняет Эберхард Керн из “Мерседес-Бенц РУС”. — Одновременно даже в кризис в России покупатели думают о поддержании своего имиджа и престижа с помощью покупки автомобилей премиальных марок».

В надежде на стабилизацию

Как будут развиваться автопродажи в наступившем году? Участники рынка утверждают, что падение остановится и в 2010 году в общей сложности будет реализовано порядка 1,5 млн автомобилей, то есть столько же, сколько в году ушедшем. «Фактором для стабилизации рынка должно стать улучшение состояния финансовых институтов в России, — говорит Мартин Ян из Volkswagen. — Мы считаем, что банки будут более охотно кредитовать покупателей, дилеров, а также производителей автомобилей на территории России. Кроме того, мы рассчитываем на эффективность мер государственной поддержки. Прежде всего это государственные кредиты, а также планы по началу утилизационной программы».

Впрочем, скептики указывают на важную причину, которая может еще сильнее потянуть продажи вниз: в наступившем году будет гораздо меньше скидок, чем в прошлом, когда автопроизводители и дилеры вынуждены были распродавать собственные склады порой по очень низким ценам.

Также пока изрядный скептицизм вызывает государственная программа по утилизации старых автомобилей. Напомним, что ее планировали запустить с 1 января, однако перед Новым годом отодвинули срок на 8 марта. Правительство выделяет из бюджета 11 млрд рублей, в программе смогут быть задействованы порядка 200 тыс. автомобилей, то есть менее 15% всего объема рынка.

Пока сомнение в успешности вызывает сам размер компенсации, который будет не настолько существенным, чтобы народ сразу кинулся в салоны дилеров. Как известно, правительство обещает за сдачу автомобиля в утиль ваучер на 50 тыс. рублей, однако реальная сумма скидки будет еще меньше — сообщается, что владельцу придется платить за утилизацию и снятие старой машины с учета.

В России в минувшем году скидки часто превышали 50 тыс. рублей, и это не приводило к ажиотажному спросу. Кроме того, у автодилеров вызывает беспокойство не очень четко обозначенная схема возврата денег за скидку, которую они дадут покупателю, пришедшему в их салон с купоном. Многие торговцы опасаются, что забюрократизированный финансовый механизм господдержки будет надолго замораживать их финансовые средства.

Впрочем, ожидания стабилизации и дальнейшего оживления российского автомобильного рынка подтверждаются решимостью ведущих мировых автопроизводителей не изменять своим планам развертывания новых заводов на территории России. В частности, намерение открыть в наступившем году предприятие под Калугой подтвердил альянс Peugeot-Citroen. По словам представителей этих компаний, российский завод, на котором будут производить как минимум четыре модели Peugeot и Citroen, запустят уже в апреле.