Мировой подъем

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
10 мая 2010, 00:00

Нынешнее оживление спроса на автомобили в России созвучно тому, что происходит на крупнейших мировых рынках. Так, наконец-то признаки восстановления начал подавать авторынок США. Здесь по итогам марта продажи подскочили аж на 20% и превысили 1,6 млн штук. Рекорды продаж в Северной Америке бьет Toyota. Несмотря на громкие скандалы, связанные с поломками и отзывами машин, продажи Toyota в США в марте взлетели на 86,8% по отношению к февралю (и на 35,3% превзошли показатели годичной давности). Успешные продажи Toyota объясняются беспрецедентными скидками, которые сейчас предлагает эта компания на американском рынке: в некоторых случаях они достигают 3 тыс. долларов. Кроме того, японская компания предлагает беспроцентные кредиты на приобретение своей продукции.

Десятый месяц подряд продолжает расти и европейский автомобильный рынок: по итогам марта продажи автомобилей в Старом Свете увеличились на 11% и составили почти 1,7 млн автомобилей. Однако в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА) отмечают, что положительная динамика на европейских авторынках сохраняется благодаря продолжающемуся эффекту от утилизационных программ, которые сейчас завершаются. В частности, в марте Великобритания и Испания последними в Европе завершили программу выдачи утилизационных бонусов. Так что уже в апреле продажи автомобилей в европейских странах начнут снижаться по отношению к прошлогодним показателям, а всего по итогам года падение может составить порядка 9%.

Оплотом стабильности и источником позитива для крупнейших мировых производителей остается Китай, который, напомним, в прошлом году обогнал США и стал крупнейшим мировым автомобильным рынком. По итогам марта продажи пассажирских автомобилей в Китае выросли на треть по сравнению с февралем и составили 1,26 млн единиц. Одновременно мартовские продажи этого года оказались на 63% больше, чем показатели марта прошлого года. Особенно хорошо сейчас в Китае идут дела у американской General Motors, продажи которой в этой стране по итогам первого квартала подскочили на 67% (до 623 тыс. штук), неплохо выступает компания Ford, которая за этот же период показала прирост на 84% (153 тыс. штук), на 39% (179 тыс. штук) подскочили продажи Toyota. Неплохо развиваются в Китае и внутренние автомобильные бренды — в марте лидер китайского автопрома корпорация SAIC увеличила продажи на 58%.

Россия же в европейском зачете по итогам марта занимает пятое место. Первое место заняла Великобритания, где в последний месяц действия утилизационной программы было продано 397 тыс. автомобилей (прирост по сравнению с февралем — 26,6%). На втором месте Германия, где после окончания утилизационных программ четвертый месяц подряд фиксируется падение, в марте — на 26,6% (294 тыс. машин). Италия, которая в январе–феврале лидировала по объему продаж в Европе, в марте опустилась на третье место — здесь с приростом почти в 20% было реализовано 258 тыс. машин. И на строчку выше России, на четвертом месте, идет Франция, где продажи автомобилей составили 242 тыс. единиц (прирост за месяц — 17%).