Весенняя оттепель

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
10 мая 2010, 00:00

Российский авторынок пошел на разгон — март и апрель многие компании закончили с приростом продаж. На рынке даже появилось уже забытое и, казалось бы, не совместимое с кризисом явление под названием очередь

"Слава богу, кажется, дождались", — говорит Николай Груздев, генеральный директор группы компаний «Автомир». В схожих формулировках оценивают ситуацию с продажами в начале весны и другие участники российского авторынка.

Первый весенний месяц не только растопил снежные сугробы, но и подогрел рыночный спрос. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в марте рынок снизился в целом на 7% по сравнению с февралем (объем продаж составил 126,7 тыс. штук), но это лучший показатель с начала кризиса. Напомним, что за последний год в некоторые месяцы падение порой достигало 60%, а всего по итогам прошлого года рынок снизился на 49%. В начале текущего года ситуация на рынке тоже не внушала оптимизма: продажи в январе снизились на 37%, в феврале — на 34% (см. график). «Результаты марта выглядят обнадеживающими, они демонстрируют наименьшее падение за последние двенадцать месяцев, что можно считать явным признаком восстановления автомобильной отрасли в стране», — отметил в официальном заявлении Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Участники авторынка воодушевлены не только его количественным, но и качественным изменением. С началом кризиса ведущие строчки продаж в России начали занимать бюджетные недорогие модели: покупатель ради цены был готов жертвовать комфортом и технологичностью машины. Так, с конца прошлого года самой продаваемой иномаркой в России числилась недорогая и технически бесхитростная Renault Logan. Одновременно в верхних строчках продаж пытались закрепиться бюджетные модели корейских марок Hyundai и Kia (по итогам февраля Hyundai стал самым продаваемым иностранным брендом, а Kia заняла третье место). Однако в марте звание самой продаваемой иномарки вернула себе модель Ford Focus (всего за первый месяц весны было продано около 6 тыс. моделей этой марки), самым продаваемым иностранным брендом стал Сhevrolet (9,3 тыс.), а Kia и Hyundai оказались соответственно на четвертом и пятом местах (см. таблицы 1 и 2). Это говорит о том, что средний покупатель уже охотнее тратит деньги на более дорогие машины. Воодушевляет продавцов и существенный мартовский рост премиум-сегмента: сильно подскочили продажи Mercedes-Benz (на 40%), Audi (22%) и BMW (18%).

Старые знакомые

Ключевых причин оживления российского автомобильного рынка несколько. Прежде всего это сезонность: весной спрос на автомобили вообще всегда оживляется. Второй важный фактор — стартовавшая 8 марта утилизационная программа. Ее первые результаты оказались весьма впечатляющими. За первый месяц ее действия выписано почти 55 тыс. утилизационных сертификатов, по 15 тыс. из них уже куплены новые автомобили. И это при том, что до программы многие относились к ней скептически, утверждая, что до осени едва будет востребовано и 30 тыс. сертификатов.

Как и предполагалось до начала программы, выгоднее всего она оказалась для АвтоВАЗа. Как заявил на пресс-конференции Алексей Рахманов, директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ, из 15 тыс. автомобилей, проданных за первый месяц по программе, 12,5 тыс. — это машины отечественной марки Lada. Далее идут УАЗ (718), Renault (588), Ford (479), Chevrolet (323).

Именно благодаря утилизационной программе АвтоВАЗ смог увеличить в марте продажи на 13% (до 34 тыс.). При этом каждый четвертый автомобиль предприятия был продан по утилизационной программе, так что если бы не она, то в марте реализация автомобилей Lada опять показала бы отрицательную динамику.

Примечательно, что одновременно крупнейший российский автопроизводитель оказался явно не готов к скачку спроса и столкнулся с проблемой нехватки автомобилей. Спрос участников утилизационной акции сейчас приходится на самые дешевые модели АвтоВАЗа — так называемую классику. Ее-то как раз сейчас не хватает у дилеров. И очередь на «классику» сейчас достигает четырех-шести месяцев. «К покупке автомобиля нельзя относиться, как к покупке яблок на рынке: пришел, взял килограмм и ушел, — отвечает на упреки в маркетинговых просчетах Игорь Буренков, директор по внешним связям АвтоВАЗа. — Автопром — это сложная цепочка поставщиков и производственных связей. У нас есть свои поставщики и смежники, и в одночасье мы не можем увеличить выпуск той или иной модели. В ближайшее время мы будем наращивать производственную программу, чтобы люди ждали наших машин не три-шесть, а хотя бы два-четыре месяца».

«Нехватка автомобилей — одна из главных проблем программы утилизации, автопроизводители просто не успели подкорректировать свои производственные программы, — соглашается с ним Алексей Рахманов из Минпромторга. — Если бы заявки на утилизационные сертификаты начали принимать в декабре, то в марте смогли бы удовлетворить всех желающих. Однако заявки мы начали принимать только в конце февраля, и производители не могут отреагировать на всплеск спроса в столь короткий срок».

Впрочем, утилизационная программа может оказаться совсем краткосрочным явлением на рынке. Напомним, что все ее действие рассчитано до ноября текущего года и в общей сложности по утилизационным сертификатам предполагается продать 200 тыс. автомобилей. Однако если программа будет набирать популярность такими же темпами, то утилизационные сертификаты закончатся уже летом. «Будет ли утилизационная программа продолжена? — продолжает Алексей Рахманов. — На этот вопрос недавно ответил премьер Владимир Путин. Он сказал, что нужно сначала подвести первые итоги программы, понять, насколько полезной она оказалась для экономики, а уже потом решать, продолжать ее или нет. Так что на вопрос о будущем утилизационной программы сейчас однозначно ответить нельзя».

Но в любом случае действие программы расценивается участниками рынка как очень благотворное. Даже при всех опасениях, что после окончания действия программы рынок может опять просесть, как это происходит сейчас, например, в Германии. «В любом случае утилизационная программа — это позитив для всей отрасли, — говорит Дмитрий Забель, директор дилерского центра “Рольф Центр”. — Люди лишний раз задумываются о покупке нового автомобиля, приходят в салон, пусть даже и сертификатов на всех в конечном счете не хватит». С этим мнением согласны даже представители тех марок, которые в программе не участвуют (напомним, что по программе можно продавать только машины, произведенные на территории России). «Наша марка не участвует в программе, но мы считаем, что утилизационная программа положительно влияет и на наши продажи, — говорит Серж Монтье, директор по маркетингу “Citroёn Россия”. — Она формирует общий позитивный потребительский настрой, что очень важно в период кризиса. Во Франции и других европейских странах к подобным программам сначала тоже относились с недоверием, а сейчас дилеры просят правительство продолжить их, так как эти меры очень поддержали продажи в непростой для рынка период».

Снова очередь?

Интересно, что всплеск спроса застал врасплох не только АвтоВАЗ.

Многие иностранные импортеры просчитались с прогнозированием спроса. И теперь минимум от двух до четырех месяцев нужно ждать даже самые ходовые модели Renault, Hyundai, Suzuki. «Мы не ожидали, что в России так быстро начнет восстанавливаться спрос, каждый день мне звонят дилеры и просят дополнительные автомобили, — признался на недавней пресс-конференции по поводу открытия нового автосалона генеральный директор Suzuki Motor Rus Сигэру Сёдзи. — Мы думали, что у нас хватит запасов на складах до конца марта, но уже в феврале все было распродано. Когда мы поняли ошибку, то начали спешно ввозить дополнительные партии машин. Но тут, как назло, начались забастовки в портах в Финляндии. Мы пытались тогда попробовать ввозить автомобили через порты Санкт-Петербурга, но быстро наладить этот логистический канал не удалось».

Впрочем, дело не всегда в том, что автопроизводители неправильно просчитывают рынок. Просто опыт последних месяцев заставил их вести себя более осторожно. «Сейчас ситуация на рынке напоминает движение маятника, — комментирует Сергей Удалов, заместитель генерального директора аналитического агентства “Автостат”. — Большинство импортеров хорошо помнит свои недавние проблемы, когда на складах скопилось большое количество машин и, чтобы спасти свой бизнес, они вынуждены были распродавать их, порой ниже себестоимости. Так что сейчас, когда спрос опять пошел вверх, продавцы перестраховываются и осторожничают. Если спрос будет чуть-чуть превышать предложение, это для них будет лучше, чем если опять начнется затоваривание складов».

Сами дилеры, говоря о том, что заставлять клиента ждать покупки автомобиля нехорошо, одновременно указывают, что очереди дополнительно стимулируют общие продажи на рынке. «Дефицит автомобилей создает на рынке ощущение ажиотажа, — отмечает Николай Груздев из группы компаний “Автомир”. — Покупатель приходит в салон, видит, что за автомобилями уже опять выстраиваются очереди, и это стимулирует его быстрее принимать решение о покупке именно сейчас».

Психология оптимизма

Дополнительным стимулом восстановления продаж стало и оздоровление финансового рынка — прежде всего появление более доступных кредитов. Представители многих марок сейчас говорят, что покупатели охотнее пользуются различными кредитными схемами: если в прошлом году в кредит приобреталось 10–15% автомобилей, то сейчас некоторые компании заявляют, что у них в кредит покупается каждый третий автомобиль.

Успехом пользуется и государственная программа льготного кредитования: по словам Алексея Рахманова, за первые три месяца было выдано 56 тыс. льготных госкредитов. Для сравнения: по итогам прошлого года была выдана 71 тыс. автокредитов от государства.

Но самая важная причина оживления на рынке — это то, что более оптимистичным стал общий психологический фон. «Когда у людей есть уверенность в будущем, они легче идут на долгосрочные вложения, — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании “Финам Менеджмент”. — Ситуация в экономике стала понемногу исправляться, у людей появилось ощущение стабильности, они могут позволить себе приобрести автомобиль. Кроме того, не стоит забывать о факторе отложенного спроса. Те, кто не решился купить машину в 2009 году, делают это сейчас».

Затормозить рост спроса сейчас не может даже то, что за последние полгода цены на автомобили заметно выросли. Казалось бы, недавно закончилась распродажа стоковых машин прошлого года по более доступным ценам, и сейчас начинаются продажи автомобилей текущего года по ценам более высоким, и это могло бы отрицательно сказаться на спросе. «Да, еще недавно машины продавались с существенными скидками, — объясняет Николай Груздев. — Но сейчас покупатели понимают, что снижения цен уже не будет. Скорее всего, цены будут только расти. И поэтому они предпочитают купить автомобиль именно сейчас».

Производственные планы

Как будет вести себя автомобильный рынок в ближайшем будущем? Участники рынка и наблюдатели считают, что в ближайшие месяцы положительная динамика сохранится. В частности, Сергей Целиков, генеральный директор исследовательской компании «Автостат», прогнозирует, что по итогам апреля на российском рынке будет продано порядка 135–145 тыс. новых легковых автомобилей. Это значит, что на рынке впервые за полтора года (с сентября 2008-го) будет положительная динамика. «Безусловно, в ближайшие месяцы положительное воздействие будут оказывать все нынешние факторы — программа утилизации, доступные кредиты, государственная программа компенсации процентных ставок по автокредитам, общий благоприятный психологический фон, — говорит Андрей Рожков, аналитик ИФК “Метрополь”. — Кроме того, не стоит забывать о возможном снижении курса доллара, в этом случае цены на автомобили будут как минимум на том же уровне, а может быть, даже понизятся».

Наконец, развитию автомобильного рынка будет способствовать и реализация планов ведущих мировых концернов развивать производство на территории России. Уже в ближайшие месяцы на рынке ожидается ряд важных новинок. Прежде всего, начинается производство на заводе под Калугой бюджетного седана марки Volkswagen. Уникальность автомобиля в том, что он специально разработан для российского рынка. Руководство Volkswagen заявляет, что модель начнет выпускаться уже в июне. Также объявлено, что новый лоу-костер от Volkswagen будет стоить порядка 10 тыс. евро.

Под Калугой начал работу и завод альянса Peugeot-Citroёn, где будут выпускаться ходовые модели этих марок, а также Mitsubishi.

Летом на заводе «ИжАвто» начнется производство ряда моделей Kia. В ближайшие недели расширяют спектр производимых на территории России моделей и такие марки, как Audi, Skoda (завод концерна Volkswagen под Калугой), Nissan (завод Nissan под Санкт-Петербургом), а также предприятие GM под Санкт-Петербургом. Руководство последнего, в частности, недавно заявило, что в текущем году объемы производства здесь будут увеличены в шесть раз — с 5 тыс. до 30 тыс. автомобилей. В частности, хитом продаж должна стать Opel Astra нового поколения, которую будут выпускать на российском заводе GM.