Семейное торжество

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
9 мая 2011, 00:00

В России оживают продажи маленьких автомобилей для семьи — так называемых, компактвэнов. Появившаяся недавно на рынке новая Mazda5 выделяется на фоне чисто утилитарных предшественников оригинальными дизайнерскими решениями

Фото предоставлено компанией Mazda

Может ли автомобиль быть одновременно компактным и вместительным? Может: соединить несоединимое, сделать автомобиль, с одной стороны, небольшим по внешним габаритам и одновременно вместительным и удобным для среднестатистической семьи довольно успешно пытаются производители так называемых компактвэнов.

Впервые это придумала сделать Renault. В 1996 году она создала автомобиль повышенной вместимости на базе модели гольф-класса — Renault Megane Scenic. В тесной и перегруженной машинами Европе эта модель сразу же стала автомобилем года, и все заговорили о появлении такого класса, как компактвэны, или MPV (Multi-purpose Vehicle — многофункциональный автомобиль).

Вслед за Megane Scenic на рынке появились Opel Zafira, Citroёn Xsara Picasso, Ford Focus C-Max, Volkswagen Touran, Kia Karens, Toyota Verso и другие компактвэны, которые пользуются все возрастающим спросом в том числе на российском рынке.

В целом по итогам прошлого года каждый тринадцатый автомобиль, проданный на российском рынке, относится к классу компактвэнов — в 2010 году было продано около 14 тыс. машин такого типа, и, по мнению маркетологов, этот показатель в текущем году может увеличиться как минимум на 50%. Безусловный лидер в классе — Opel Zafira, по итогам прошлого года было продано более 3,8 тыс. этих машин; далее идут Toyota Verso и Volkswagen Touran.

При своих небольших внешних размерах (что особенно удобно для управления и парковки в городе) эти автомобили способны вмещать до семи пассажиров (сзади у них может быть третий откидной ряд сидений), а различные дополнительные приспособления вроде откидных столиков, ящичков и трансформируемых элементов салона повышают комфорт передвижения семьям с детьми и многочисленной поклажей.

Особенно приятно, что в последнее время компактвэны совершенствуются не только функционально, но и с точки зрения дизайна. Если раньше такие семейные автомобили внешне были скучноваты, то сейчас люди уже оборачиваются им вслед. Пример — новая Mazda5, продажи которой недавно начались в России, первый автомобиль компании, который японские дизайнеры выполнили в так называемой стилистике Nagare. С японского это переводится как «поток»: линии кузова в этой машине уподобляются потоку воды в ручье, который как бы обтекает «большие камни» — передние и задние колесные арки или «маленький камушек» — сигнал поворотника. Чтобы подчеркнуть «текучесть» внешнего вида, дизайнеры применили совсем необычный прием: на боковинах кузова появились небольшие выштамповки — углубления, будто следы от стремительного потока воды или воздуха.

Помимо оригинального внешнего вида Mazda5 получила удобные сдвижные двери на электромоторе (с сумками или с детьми на руках дверь можно открыть нажатием кнопки на брелоке), а третий ряд сидений можно быстро разложить или убрать в зависимости от того, что важнее в данный момент перевозить: дополнительных пассажиров или груз.

Новая Mazda5 управляется остро и азартно, она поставляется в Россию только в комплектации с двухлитровым мотором (144 л. с.) и коробкой-автоматом, за что, впрочем, приходится расплачиваться более высоким потреблением бензина. Более существенный недостаток машины — ее низкий дорожный просвет (130 мм), особенно это неприятно при высокой загрузке машины, когда она может цеплять «брюхом» при попадании в дорожные ямы.

На первый взгляд цена новой Mazda5 довольно высока: она начинается с 944 тыс. рублей (так называемая комплектация Touring). Но такая машина уже имеет ABS, ESP, шесть подушек безопасности, климат-контроль, магнитолу, электропакет; не забываем при этом об обязательном двухлитровом моторе и коробке-автомате.

Например, базовая цена популярной Opel Zafira начинается с 780 тыс. рублей, но это будет базовая комплектация с мотором 1,8 л и механической коробкой передач. А за автоматическую коробку и за дополнительные опции (систему стабилизации, боковые шторки безопасности, климат-контроль, электропривод зеркал, подогрев сидений и т. д.) надо заплатить уже 880 тыс. рублей. Похожие топовые версии Toyota Verso, Volkswagen Touran, Ford C-Max будут дороже миллиона.

Так что Mazda5 имеет все шансы занять свою нишу в сегменте компактвэнов на российском рынке, в текущем году производитель рассчитывает продать их гораздо больше, чем в 2010-м было реализовано Mazda5 прежнего поколения (всего 328 штук).

Правда, свои коррективы в продажи могут внести последствия стихийного бедствия в Японии. Представители Mazda говорят, что сейчас заводы компании работают с перебоями из-за нехватки комплектующих и электричества, и во второй половине текущего года возможны перебои с поставками.