Французы идут в премиум

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
18 июня 2012, 00:00

В стремлении диверсифицировать свой модельный ряд французская марка Citroёn активно развивает новую премиум-линейку DS. Ставка в ее продвижении делается на неповторимый «французский шик»

Фото: Алексей Грамматчиков
Citroёn DS5 — самая свежая модель премиальной линии DS на российском рынке, она вместительна, выглядит броско, но стоит от 1,2 млн рублей

«Мы хотим прорваться туда, где нас не ждали, — говорит генеральный менеджер марки Citroёn Фредерик Банзет, — в новой линейке мы хотим совместить высокую моду, французский шик и массовое автомобильное производство». Речь идет о создании компанией Citroёn новой серии автомобилей. Она получила название DS, и это интересное явление с точки зрения автомобильного маркетинга. Официально DS называется новой «модельной линией», однако на самих машинах серии не всегда можно найти фирменные ситроеновские шевроны. Так что, по сути, налицо попытка создать новый премиум-бренд и продвигать его на крупнейших мировых рынках.

В названии серии Citroёn решил обратиться к своей богатой истории: линия DS названа в честь легендарной модели DS, известной в 1960-е годы как «Богиня» (название DS по-французски созвучно с déesse — «богиня»). Эта машина, которую начали выпускать в 1955 году, произвела настоящий фурор на мировом автомобильном рынке за счет своего необычного дизайна, а также ряда интересных технических инноваций. Сейчас же под новым брендом DS Citroёn собирается продвигать целый ряд моделей, нацеленных на ключевые сегменты автомобильного рынка.

Французский шик

О создании отдельной премиум-линейки ситроеновцы начали говорить несколько лет назад, и в 2009 году появился первенец — машина компакт-класса Citroёn DS3. В позапрошлом году эта модель стала официально продаваться и в России. Однако небольшие машинки для российского рынка не очень значимы, поэтому настоящее развитие линия DS, в том числе в России, должна получить с появлением более размерных моделей — DS4 и DS5.

У нас DS4 начали продавать в марте. Эта машина играет на поле более вместительного и самого массового в Европе гольф-класса (размерный класс С). При этом по своим базовым техническим характеристикам DS4 смотрится необычно — это нечто среднее между кроссовером и хетчбэком. «DS4 — некий гибрид, — поясняют представители Citroёn. — В этой машине сделана попытка соединить динамику купе, комфорт седана и высокую посадку кроссовера».

Citroёn DS4 — модель более скромных габаритов, но доступнее по цене, она стоит не намного дороже массового Citroёn C4 expert_807_105-1.jpg Фото: Алексей Грамматчиков
Citroёn DS4 — модель более скромных габаритов, но доступнее по цене, она стоит не намного дороже массового Citroёn C4
Фото: Алексей Грамматчиков

Оригинальных дизайнерских решений в новой DS4 хоть отбавляй. Машина действительно выглядит изящной французской штучкой: например, некоторые детали интерьера отделаны мягкой кожей на манер изделий Louis Vuitton, а другие стилизованы под звенья браслета наручных часов. Ну а в экстерьере чего только стоят замаскированные в кузове задние дверные ручки и форма стекол задних дверей, в результате чего у машины появился модный сейчас силуэт четырехдверного купе. Правда, не обошлось без уступки функционалу: стекла задних дверей из-за необычной формы не открываются. Да и сами задние двери открывать не очень удобно — приходится перехватывать и толкать дверь изнутри, к тому же во время этих манипуляций перед пассажиром будет маячить острый угол рамки задней двери.

На удивление, новая DS4 производит интересное впечатление не только внешне: она довольно точно «рулится» — подвеска ведет себя собранно, а двигатель слаженно работает с коробкой передач (сказалось сотрудничество с BMW в разработке моторов для этой и других моделей).

Интересно, что переплата за оригинальный дизайн и эксклюзивность отделки в случае с DS не такая уж существенная: цены на DS4 в России начинаются с 757 тыс. рублей (за модификацию со 120-сильным мотором и механической коробкой передач), а аналогичный вариант массовой модели Citroёn C4 такого же размерного класса стоит 595 тыс. рублей. И если сравнивать с признанными марками, то французский «премиум» существенно дешевле — например, цена BMW 3-й серии начинается с 1,2 млн рублей.

Линия DS названа в честь легендарной модели Citroёn DS, которая была очень популярна в 60-х expert_807_104-2.jpg
Линия DS названа в честь легендарной модели Citroёn DS, которая была очень популярна в 60-х

Конечно, сможет ли DS4 стать реальным конкурентом Audi или Mercedes-Benz — большой вопрос. Однако в любом случае эта машина предоставит хорошую возможность выделиться и позиционировать себя приверженцем передовых дизайнерских решений. В России Citroёn намерен продавать порядка 2,5 тыс. DS4 в год. А всего на заводе во французском городе Мюлуз в 2012 году предполагается выпустить 40 тыс. DS4.

Пятый номер

Вслед за DS4 в июне на российском рынке начались продажи еще одной модели новой линии — DS5. Это более вместительная машина (она относится к размерному классу D, то есть будет играть на том же поле, что и Ford Mondeo, Honda Accord или Volkswagen Passat).

Здесь французы тоже попытались сделать некий гибрид — создать что-то среднее между универсалом, седаном и купе. DS5, как и DS4, смотрится броско, дизайнеры говорят, что при создании облика автомобиля их вдохновляли линии космического корабля. В DS5 действительно есть что-то космическое: взять хотя бы большой саблевидный молдинг, который визуально удлиняет автомобиль, вогнутые задние фонари, ломаную подоконную линию — такие смелые дизайнерские решения редко встретишь в массовых серийных моделях.

Под стать внешнему виду и техническое оснащение машины. Французы не поскупились на последние технологические новшества — интеллектуальная система контроля тяги, функция преду­преждения о непроизвольном пересечении дорожной разметки, функция автоматического переключения фар... Наконец, DS5 станет первым автомобилем марки, который оборудуют гибридным дизельным мотором. Однако стоит предупредить, что из-за своих более солидных размеров DS5 ведет себя на дороге более спокойно и размеренно, чем DS4, на которой можно, скажем так, пошалить на трассе, выполняя быстрые перестроения.

Венец линии DS — концепт Numero 9, который должен превратиться в самый роскошный автомобиль марки Citroёn expert_807_104-1.jpg Фото предоставлено компанией Citroen
Венец линии DS — концепт Numero 9, который должен превратиться в самый роскошный автомобиль марки Citroёn
Фото предоставлено компанией Citroen

DS5 позиционируется как модель более высокого класса, соответственно, и цены на нее выше — у нас машина будет стоить 1,2–1,5 млн рублей. За такие деньги уже можно выбрать хорошо оснащенный BMW 3-й серии или Audi A4. Наверное, поэтому планы продаж в России объявлены скромные — 500 штук в год. А всего на заводе французского города Сошо в этом году будет произведено 40 тыс. DS5.

Диверсифицировать модельный ряд

Для Citroёn новая премиальная линейка — один из способов поправить свое пошатнувшееся положение. Последние годы продажи у компании снижаются. В нынешнем году, учитывая новый виток европейского кризиса, падение продаж Citroёn в мире, по прогнозам, составит 11%.

Одно из главных слабых мест французского концерна PSA, в который вместе с маркой Peugeot входит Citroёn, — недифференцированный модельный ряд. Например, у Volkswagen сильные позиции как в премиум-сегменте (марка Audi) и в сегменте люкс (Lamborghini, Bugatti), так и в среднем ценовом диапазоне (Volkswagen). А ближе к нижнему ценовому диапазону концерн атакует рынок с помощью марки Skoda.

У PSA модельный ряд слабо разведен по сегментам, и часто модели французских марок конкурируют между собой. Поэтому создание собственной премиальной линейки — вполне резонный и оправданный шаг. Это могут подтвердить и первые результаты продаж линии DS: к настоящему времени в мире уже реализовано порядка 200 тыс. машин, это неплохой показатель.

По словам Фредерика Банзета, сейчас линия DS занимает порядка 7% продаж Citroёn. Но руководство рассчитывает, что в будущем она займет порядка 15% всех продаж, причем особый упор будет сделан на реализацию в странах с развивающимися экономиками — Латинскую Америку, Китай, Россию.

Кстати, Китай для Citroёn уже стал вторым по величине рынком после Франции. И автомобили линии DS начнут выпускать на строящемся в Китае заводе Citroёn. Интересно, что линия DS там будет, по сути, позиционироваться как отдельный бренд — продавать ее планируется не в тех салонах, где выставлены другие модели Citroёn.

Ну а в ближайшем будущем французский автопроизводитель намерен расширять модельный ряд линии DS: в том же Китае на последнем автосалоне в Пекине был представлен концепт Numero 9, который, как ожидается, воплотится в самую большую и роскошную модель за всю историю Citroёn. Кроме того, в скором времени ожидается появление кабриолета DS3 Cabrio, в следующем году поговаривают о появлении совсем маленькой машинки DS2 — конкурента Mini Cooper. А года через два-три на дорогах должен появиться и новый премиум-кроссовер серии DS.