Продавать честно

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
18 июня 2012, 00:00

Немецкая компания AutoLehmann открыла шоурум по продаже автомобилей — самый большой в России. Она намерена инвестировать в развитие своего бизнеса 50 млн долларов и рассчитывает стать у нас самым крупным продавцом подержанных премиальных машин

Фото предоставлено компанией AutoLehmann
Площадь самого большого шоу-рума — 12 тыс. кв. метров, или почти два футбольных поля

Новый крытый шоурум по продаже премиальных подержанных автомобилей — самый большой в России, его площадь — 12 тыс. кв. м, или почти два футбольных поля. Весь пол огромной торговой площадки, расположенной в одном из павильонов столичного выставочного комплекса «Крокус-Экспо», затянут дорогим ковролином.

Владеет автосалоном немецкая компания AutoLehmann, основанная в Гамбурге 11 лет назад выходцем из России Александром Лейманом и специализирующаяся на продаже подержанных автомобилей премиальных и люксовых марок. На московской площадке компания выставляет одновременно почти 500 автомобилей, в основном немецких марок — BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Audi, а также таких брендов, как Bentley, Ferrari, Jaguar, Aston Martin, Bugatti и др. Все автомобили поставляются преимущественно из Германии. «На немецком рынке подержанных автомобилей мы работаем давно и считаем, что в России продажи подержанных машин из Германии очень перспективны», — заявил на пресс-конференции во время церемонии открытия салона владелец и президент компании AutoLehmann Александр Лейман.

По его словам, в открытие автосалона в «Крокус-Экспо» компания вложила 10 млн долларов. В ближайшее время AutoLehmann собирается построить в Москве сервисный центр, инвестировав еще 10 млн долларов. В этом году компания также намерена начать строительство еще одного автосалона стоимостью 30 млн долларов. Подобные автосалоны будут построены в Санкт-Петербурге и Алма-Ате.

Планы продаж в России у немецкой компании весьма амбициозные — в текущем году она рассчитывает реализовать 1 тыс. автомобилей, а в следующем — уже 2,5 тыс.: такими объемами сейчас не может похвастаться ни один автосалон премиальных подержанных машин.

Приход в Россию крупной иностранной компании в сегмент премиальных подержанных автомобилей — первый в своем роде случай. До этого значимым иностранным участием в торговле подер­жанными машинами в России можно было назвать появление чешской компании AAA Group, в конце прошлого года открывшей салон в подмосковной Щербинке. Однако чехи специализируются на продаже автомобилей массового сегмента: средняя цена машин — 400–500 тыс. рублей. В немецком же салоне средняя цена автомобиля составляет 1,5–2 млн рублей, а цена некоторых достигает 4–5 млн рублей.

Участники рынка отмечают, что приход на российский рынок солидного зарубежного игрока очень логичен. Ведь в целом рынок подержанных автомобилей в России развивается очень динамично и сейчас опережает динамику продаж новых машин. По данным компании «Автостат», в январе—апреле текущего года на вторичном рынке было продано 1,6 млн автомобилей, что на 21% больше, чем за первые четыре месяца прошлого года.

Однако пока большая проблема российского рынка подержанных автомобилей в том, что, в отличие от развитых стран, он недостаточно цивилизованный: по оценкам участников рынка, через салоны дилеров и специализированных компаний продается лишь около 10% подержанных машин. Остальные перепродаются напрямую от продавца покупателю через службы бесплатных объявлений со всеми вытекающими отсюда последствиями: c риском для продавца нарваться на недобросовестного покупателя и наоборот — покупатель часто рискует приобрести битую, угнанную или кредитную машину, к тому же со скрученным пробегом.

Компания AutoLehmann делает ставку на продажи привезенных из Германии премиальных автомобилей «по-честному», при этом привлекать покупателя она намерена доступной ценой, делая упор на оборот продаж. «Большинство российских компаний, специализирующихся на торговле подержанными премиальными машинами из-за границы, стремятся по максимуму урвать прибыль с каждого продаваемого автомобиля. Они могут скрыть, что машина битая, скручивают пробег, при этом маржа, которую зарабатывают продавцы, может достигать 30–40 процентов. Мы же пришли в Россию всерьез и надолго, поэтому репутация каждой продаваемой машины для нас очень важна. Мы ведем продажи исключительно честно, все автомобили в нашем салоне имеют прозрачную историю, при этом доля прибыли с каждой машины в среднем составляет 10–15 процентов, поэтому и цены привлекательные», — объясняет конкурентные преимущества Антон Чернов, директор нового немецкого автосалона.

«Купить премиальный автомобиль из Германии с нескрученным счетчиком пробега сейчас в России невозможно, есть также большой риск, что автомобиль битый или краденый, — соглашается Олег Дацкив, руководитель проекта AutoDealer.ru. — Поэтому если пришедшая в Россию немецкая компания сможет создать себе репутацию, ее бизнес здесь будет очень успешным».

Не исключено, что вслед за AutoLehmann скоро в Россию потянутся и другие зарубежные игроки автомобильной розницы. «В Европе кризис, стагнация и падение автомобильных рынков, — продолжает Олег Дацкив. — А в России, наоборот, подъем и очень большие перспективы развития рынка, особенно подержанных машин. Так что вполне возможно, что примеру AutoLehmann в ближайшее время последуют другие европейские компании».