Места бизнес-класса

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
15 июля 2013, 00:00

Японская Toyota продолжает борьбу за лидерство в сегменте бизнес-седанов, развивая продажи обновленной модели Toyota Camry, которая производится на заводе в Санкт-Петербурге

Фото: Алексей Грамматчиков
Обновленная Toyota Camry позволяет японскому производителю удерживать более трети российского рынка автомобилей бизнес-класса

В России седаны бизнес-класса традиционно пользуются хорошим спросом. С одной стороны, это статусный автомобиль, на котором не стыдно приехать на деловые переговоры. С другой — это практичная, вместительная машина, на которой можно совершать длительные путешествия с семьей.

Лидерство в сегменте бизнес-седанов в России много лет удерживает Toyota Camry. По итогам прошлого года ее российские продажи увеличились более чем в полтора раза: с 21,4 тыс. в 2011 году до 34,6 тыс. в 2012-м. При этом все продающиеся в России Camry производятся на заводе Toyota под Санкт-Петербургом.

Рывок был обусловлен выпуском в конце 2011 года седьмого поколения Camry. Автомобиль кардинально изменился. Это не касается его внешности: ведущий японский производитель, как известно, избегает слишком смелых решений в экстерьере своих машин — небольшие косметические изменения сделаны лишь снаружи. Однако внутри и по своей конструкции машина серьезно трансформировалась.

Прежние поколения Camry подчас не нравились покупателям легкомысленной отделкой салона — иногда использовался даже дешевый разноцветный пластик, сильно диссонирующий с образом бизнес-класса. Сейчас эти претензии можно снять: салон отделан безупречно — кожей, вставками под натуральное дерево, все смотрится солидно и респектабельно. На заднем сиденье пассажира ждет приятный сюрприз — откидывающийся подлокотник, на котором, как в премиальных марках, теперь расположены кнопки управления трехзонным климат-контролем, аудиосистемой, а также регулировки электропривода задних сидений. Кстати, заметно увеличилось пространство для задних пассажиров: согласно представленным характеристикам, расстояние перед спинками переднего сиденья выросло на 46 мм, а высота над головами задних пассажиров — на 8 мм.

Интерьер Toyota Camry теперь гораздо респектабельнее 083_expert_28_1.jpg Фото: Алексей Грамматчиков
Интерьер Toyota Camry теперь гораздо респектабельнее
Фото: Алексей Грамматчиков

Из технических усовершенствований одним из самых удачных можно назвать новую шестиступенчатую коробку передач. Новшество не вызывает никаких нареканий: автоматическая трансмиссия позволяет автомобилю плавнее набирать скорость, без неприятных рывков и излишней «задумчивости».

Достойно смотрится на Camry и новый 2,5-литровый двигатель, сменивший популярный ранее 2,4-литровый. С одной стороны, японские инженеры смогли увеличить мощность мотора (на 10%, до 181 л. с.), а с другой — почти на четверть улучшить показатели потребления топлива: в заявленных показателях машина теперь расходует 7,8 л бензина на 100 км, что приблизительно соответствует реальному расходу при не очень агрессивном вождении.

Поработали в машине и над звукоизоляцией — о прежних Camry шутили, что при движении порой кажется, что одна из дверей приоткрыта. Сейчас же в салоне при движении царит тишина — туда не проникают ни аэродинамические шумы, ни звуки от дороги или мотора.

Пожалуй, единственное нарекание среди новшеств Camry вызывает новый электроусилитель руля. Как известно, большинство автопроизводителей сейчас заменяют гидроусилитель руля электрическим. Во многом это связано с гонкой за снижение потребления топлива и, соответственно, вредных выбросов в атмосферу: гидроусилитель требует дополнительного расхода горючего, что плохо отражается на общих показателях расхода топлива.

Но проблема в том, что электроусилитель не так просто настроить, чтобы управление было и комфортным, и информативным. В Camry инженеры отдали приоритет комфортности. На прямой трассе управление машиной плавное, удобное, но когда дело доходит до резких поворотов и агрессивных перестроений, руль явно недостаточно информативен — водителя начинает раздражать досадная «пустота» в рулевом управлении. Скорее всего, тут сказались американские корни Toyota Camry. Ведь изначально эта модель была ориентирована на рынок США, где многие годы она считалась самой продаваемой машиной — объемы продаж достигали полумиллиона автомобилей в год. А на прямых и просторных дорогах США повышенная острота и информативность руля ни к чему. Наоборот, если руль будет нервно реагировать на движения водителя, это будет снижать комфорт длительного передвижения по американским хайвеям.

Camry еще больше приспособили для использования с личным водителем: сзади стало существенно больше места, в центре появился подлокотник с кнопками управления раздельным климат-контролем и другими функциями 083_expert_28_2.jpg Фото: Алексей Грамматчиков
Camry еще больше приспособили для использования с личным водителем: сзади стало существенно больше места, в центре появился подлокотник с кнопками управления раздельным климат-контролем и другими функциями
Фото: Алексей Грамматчиков

В нынешнем году Toyota рассчитывает как минимум удержать планку продаж Camry в России — планируется продать 33,5 тыс. автомобилей, а за первое полугодие реализовано 16,2 тыс. машин.

Но конкуренты не дремлют. По итогам прошлого года продано более 10 тыс. автомобилей Nissan Teana — основного соперника Camry. Эта модель тоже производится в России, на заводе Nissan под Санкт-Петербургом. Правда, по сравнению с 2011 годом продажи Teana упали на 12%.

По мнению маркетологов, увеличить продажи Сamry может и растущий на рынке так называемый малый бизнес-класс (по размеру эти автомобили чуть меньше Camry, но все равно относятся к категории D+). Например, продажи производимого в России Ford Mondeo уже сейчас превышают 15 тыс. машин в год (см. таблицу). Агрессивное наступление ведет Volkswagen со своей моделью Passat (в прошлом году продано 12 тыс. автомобилей, прирост составил более 20%). Наконец, демонстрирует амбиции и чешская Škoda — по итогам года продажи самой большой модели марки, Superb, выросли на целых 73%. Правда, в абсолютных цифрах годовые продажи Superb пока почти в шесть раз ниже, чем у Camry: всего 5,2 тыс. машин.