Интервью

Децентрализация культуры

Как регионам сохранить лицо

Децентрализация культуры
Фото: Кирилл Зыков/РИА Новости
Крупные инвестиции в поддержку культуры по единому плану приводят к ее качественному скачку, но есть и оборотная сторона медали. Продвижение общероссийских произведений отодвигает региональное творчество на второй план. Важно найти такой баланс, чтобы и регионы не утрачивали свою идентичность.
Елена Мироненко
Елена Мироненко

Культуролог, генеральный директор музея «АТОМ»

Проблема доступности культурных благ и профессионального художественного образования за пределами столиц — исторический вызов для России. Зачастую изучение искусства в регионах ограничивается книгами с репродукциями, что не может заменить работу с оригиналами, критически важную для подготовки, например, искусствоведов. Многие вынуждены искать образование в крупнейших городах, обладающих значительными коллекциями, и поэтому переводятся из локальных учебных заведений в Москву или Санкт-Петербург. За примерами далеко ходить не надо: мои сестры переехали из вузов Улан-Удэ и Кемерова в Санкт-Петербург ради работы с артефактами в запасниках Эрмитажа и Русского музея. Как итог этой общей тенденции — утрата регионами специалистов в области культуры.

Для того чтобы смягчить эту проблему, по поручению президента был учрежден институт культурно-образовательных кластеров. На практике он воплотился в строительстве крупных комплексов в регионах, одна из задач которых — знакомить местных жителей и специалистов непосредственно с шедеврами русского и мирового искусства и вовлекать их в передовую культурную повестку. В самом общем смысле кластеры должны придать импульс развитию искусства и культуры.

При этом значимость наших творческих инициатив имеет традиционно высокую оценку на международной арене: на XI Форуме объединенных культур в Петербурге министр спорта, искусства и культуры ЮАР Гэйтон Маккензи подчеркнул, что российские проекты в сфере искусства — одни из самых привлекательных для туристов из разных стран.

Те же самые вопросы — интенсификации развития культуры — стоят не только перед Россией, но и перед другими крупнейшими странами. Разные государства решают их по-разному.

Первый путь — децентрализация искусства. Ему следуют крупнейшие страны Европы. Например, во Франции Андре Мальро, первый глава Министерства культуры, созданного в 1959 г., видел миссию ведомства в том, чтобы открыть «высокую культуру» широкой публике и обеспечить доступ всего населения страны к объектам культурного наследия. Он ввел скидки на вход в национальные культурные институции и обозначил вектор на политику децентрализации. Это обеспечило высокую конкуренцию, и теперь туристам и жителям страны интересно посетить не только Париж, но и Лион, Экс-ан-Прованс и другие регионы.

Германия проводит похожую культурную политику. Там это происходит несколько иначе, чем во Франции, но решается та же задача — увеличение охвата населения произведениями искусства. В Германии земли сами занимаются культурным самоуправлением и решают вопросы на уровне региональных муниципалитетов. Еще в 1949 г. в ФРГ был принят закон, в соответствии с которым земли свободны в определении своей культурной и образовательной политики.

Другой путь — максимальная концентрация всего самого ценного в одном центре. Такой подход исповедуют арабские страны. Например, в 1981 г. был создан Фонд культуры Абу-Даби (AbuDhabi Cultural Foundation, ADCF), целью которого было сделать Эмираты насыщенным культурным и туристическим центром с помощью привлечения крупнейших мировых культурных брендов. Спустя более 40 лет можно сказать, что идея реализовалась. В 2017 г. на острове Саадият в Абу-Даби был создан одноименный культурный район, в состав которого вошли, например, Лувр Абу-Даби — первый универсальный музей арабского мира, который выставляет произведения искусства разных культур, Беркли Абу-Даби, предлагающий круглогодичные музыкальные, театральные и образовательные программы, и другие мировые институции. Это дало невероятный скачок и развитие региона как привлекательного туристического мирового центра.

Еще один специфический вариант ускорения развития культуры — китайский. Он представляет собой гибрид между децентрализацией, как в Европе, и централизацией, как в арабских странах. В КНР также реализуется идея культурных кластеров в регионах, но они становятся скорее не инструментами продвижения шедевров всекитайского значения, а центрами популяризации локального искусства и локальных брендов, причем созданных зачастую с нуля. Яркий пример — комплекс в Хух-Хото во Внутренней Монголии Китая. Пространство более 100 тыс. кв. м населено культурными институциями, в первую очередь музеем региона Внутренняя Монголия. Китайцы могли бы перенести сюда коллекцию Национального музея из Пекина и развивать федеральный бренд, но они создали собственный уникальный музей провинции почти на 60 тыс. кв. м с современной экспозицией и артефактами региона.

Интересен также опыт провинции Сычуань. Хотя регион славится своими пандами, Сычуань стала колыбелью писателей-фантастов. В 2023 г. в Чэнду открылся Всемирный конвент научной фантастики (Worldcon) и был запущен Музей научной фантастики. Китайцы выбрали путь поддержки и развития именно локальных брендов.

Вообще, культурная политика в Китае занимает особое положение и называется «политика всех политик». По всей стране строятся хореографические колледжи, художественные училища, открываются симфонические оркестры даже в небольших городах.

В России появление культурных кластеров — крайне позитивная тенденция. Культурное сообщество это приветствует. Например, руководитель Севастопольского театра оперы и балета, заслуженный артист Ильдар Абдразаков уверен, что создание театрально-концертных комплексов в четырех важнейших регионах страны — это колоссальный рывок вверх, какого не было почти столетие. Региональные культурные чиновники оценивают их вклад с позиции развития не только культуры, но и экономики. Так, министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак говорил, что благодаря этой идее в Калининграде сформировался новый современный район города, олицетворяющий культурный код всей области. Мэр Владивостока Константин Шестаков прогнозировал, что реализация масштабного проекта даст импульс развитию туризма.

Как культуролог, я задаюсь резонным вопросом: при появлении и продвижении федеральных брендов не потеряют ли регионы свою идентичность? Россия обладает невероятным культурным богатством. Так, в Красноярском крае более миллиона единиц хранения в музейных фондах! Аналогичная ситуация в большей части субъектов России: сотни тысяч единиц лежат в запасниках. Пока субъекты не могут выдержать конкуренцию федеральных брендов, продвижение и популяризация регионального искусства остаются огромным трудом, требующим усилий множества сотрудников.

Перед культурными деятелями и чиновниками стоит сложная задача: обеспечить регионам доступ к шедеврам мировой и национальной традиции и одновременно развивать локальные бренды. Бурятии нужен Репин, чтобы жители и гости могли соприкоснуться с глобально признанными мастерами искусства, но не меньше — Зорикто Доржиев, уникальный художник, обогативший культурное наследие республики. Национальный центр В.П. Астафьева в Красноярском крае — еще один пример того, как личность и локальность (родина, сельская среда, культура края) становятся отправной точкой формирования региональной идентичности, делая ее публичной, видимой и привлекательной как для местных жителей, так и для гостей.

Только такой баланс — между федеральными и местными именами, между классикой и локальной самобытностью — позволяет регионам создавать собственное творческое пространство, укрепляя разнообразие и целостность культурного ландшафта России.

Даже в арабских странах задумались об этом. Спустя некоторое время с открытия мировых культурных брендов на острове Саадият у арабов начали возникать вопросы собственной идентичности. Они стали продвигать повестку устойчивого развития, новых технологий и человекоцентричности как национальную идею. Так, в апреле 2025 г. открылся Музей цифрового искусства teamLab Phenomena Abu Dhabi, а в 2022 г. — Музей будущего в ОАЭ. При этом параллельно ведется строительство мирового бренда — Музея Гуггенхайма.

Некоторые регионы самостоятельно успешно развивают региональную идентичность и кластеры. Например, Нижегородская область в последние годы буквально затмила культурный рынок беспрецедентными открытиями. Первая международная биеннале экологического искусства показала современные культурные тренды и привлекла внимание профессионального сообщества. Коллекционер Валерий Дудаков при поддержке Дипакадемии МИД передал 39 работ в Нижегородский художественный музей.

Например, Красноярский край еще с 1981 г. ставил целью «Превратить Сибирь в край высокой культуры», создав институт искусств, оркестр и множество других учреждений, завершив трехступенчатую систему художественного образования и добавив четвертую ступень — филиал Российской академии художеств. Это превратило край в регион замкнутого культурного цикла. Хэштег #КультураКрасноярья, запущенный в 2015 г., разлетелся сотнями тысяч публикаций в соцсетях.

Далеко не все регионы находятся в таком выгодном положении, поэтому создание культурных кластеров — отличный эксперимент и мощная инициатива, давшая ускорение развитию регионов. Опираясь на общие тренды, видно, что мы постепенно движемся от модной ранее мультикультуральности к осознанию региональной и национальной идентичности.

Вопрос о регионах будет подниматься еще не раз: какая у нас модель культурной политики, по какому пути мы идем и, самое главное, куда хотим прийти — к доминированию центра или к поддержке многообразия и самобытности местных традиций?

Сложная, но крайне важная задача — сохранять локальные культурные пласты, которые формируют многослойное и устойчивое пространство, одновременно развивая федеральные бренды с международным признанием.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 22 сен 16:30
Как израильтяне стали жертвами «культуры отмены»
Мнения, 7 сен 09:45
Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке
Мнения, 13 авг 08:00
Как технологии искусственного интеллекта внедряются в вузах
Мнения, 25 июл 08:50
45 лет назад умер Владимир Высоцкий
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Культура,
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Аналитика,
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр