Интервью

Максим Решетников: «Для концессий и ГЧП нужны новые стимулы»

Что правительство делает для развития ГЧП

Максим Решетников: «Для концессий и ГЧП нужны новые стимулы»
Соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессии в России до недавнего времени выступали, можно сказать, нишевым инструментом реализации совместных инвестпроектов бизнеса и власти. Государство решало с помощью этих механизмов локальные инфраструктурные задачи, рассматривая их как более эффективную альтернативу классическим закупкам. Так же и инвесторы воспринимали ГЧП и концессии скорее как госзаказ, чем как реальное совместное участие в коммерческом проекте. Поэтому эти инструменты использовались прежде всего в области строительства транспортной и ЖКХ-инфраструктуры и очень редко — в области развития технологий.

Максим Решетников, министр экономического развития РФ

В условиях поставленной президентом задачи об обеспечении технологического лидерства инструменты реализации совместных инвестпроектов государства и бизнеса выходят на первый план. И цифры это подтверждают.

Сегодня реализуются или успешно завершены 4,4 тыс. соглашений на 7,4 трлн руб., из которых 5,4 трлн руб. — частные инвестиции. Объем инвестиций по ГЧП и концессиям третий год подряд находится на рекордном уровне: 2,4 трлн руб. в 2024 году (+1,4 трлн руб. к 2023 году). Из них 1,8 трлн руб. — это частные инвестиции, что является лучшим показателем за 20 лет с момента запуска механизма концессий. Прирост частных инвестиций в 2024 году к 2023 году составил 190%.

То есть, несмотря на высокую стоимость заемных денег и жесткую денежно-кредитную политику, инвесторы сохраняют к подобным проектам интерес.

Да, в основном ГЧП и концессии использовались для строительства инфраструктуры. В 2024 году в Новосибирской области построили инфекционную больницу, в Таганроге появилась трамвайная сеть. В 2023 году в Москве соорудили новую магистраль — проспект Багратиона (Северный дублер Кутузовского проспекта). Годом ранее завершили строительство автодороги вокруг Хабаровска, возвели спортивный комплекс «Арена» в Омске, аэропорт в Новом Уренгое.

Но парадигма изменилась, и сейчас соглашения о ГЧП или концессии рассматриваются как инструменты технологического развития. В конце прошлого года подписано соглашение на реализацию крупнейшего в стране транспортного проекта — ВСМ Москва — Санкт-Петербург (1,9 трлн руб.). Он предполагает в том числе создание высокотехнологичного производства подвижного состава и локомотивов. В 2024 году механизм ГЧП расширили на космическую отрасль, проекты по реконструкции частных предприятий и созданию новых промышленных объектов на частной земле. Также приняли закон, позволяющий передавать в концессию объекты культурного наследия в неудовлетворительном состоянии для их восстановления и сохранения.

Для дальнейшего расширения использования концессий и ГЧП нужны новые стимулы.

Для этого совместно с Банком России и ведущими банками страны правительство прорабатывает применение пониженных коэффициентов риска (0–20%) к кредитным требованиям по проектам ГЧП. Это позволит банкам направить высвобожденные ресурсы на финансирование новых проектов. Сегодня 95% проектов реализуется с банковским финансированием — 4 тыс. соглашений на сумму более 5 трлн руб.

Также совместно с Минфином России разработан порядок ведения реестра бюджетных обязательств проектов ГЧП на базе государственной системы «Управление». Это позволит эффективно планировать расходы, оценивать долговую нагрузку регионов и контролировать исполнение обязательств.

В ответ на обращения бизнеса об оспаривании писем кредитных организаций, подтверждающих возможность финансирования проектов, планируется законодательно закрепить возможность использования таких писем в качестве документа, подтверждающего возможность предоставления заемщику средств на реализацию проекта.

Но кроме стимулирования, важно и нащупать баланс. Чтобы ГЧП было именно партнерством, а не соглашением, где доминируют интересы либо одной, либо другой стороны.

Обычно инвестор настаивает на прямой поддержке в форме софинансирования и косвенной — в виде хеджирования рисков.

Отсутствие бюджетной поддержки часто становится стоп-фактором проекта. В текущей макроэкономической ситуации важно поддержать инвесторов и разделить с ними риски, возникающие при реализации инфраструктурных проектов. Для этого правительство продолжает развивать непосредственно механизмы ГЧП и совершенствовать законодательство

Поэтому для более эффективного использования бюджетных средств будем привлекать ВЭБ.РФ для оценки проектов свыше 3 млрд руб.

В 2025 году был принят закон о развитии концессий в ЖКХ, повышающий прозрачность механизма и снижающий риски недобросовестного исполнения обязательств. Кроме того, считаем необходимым исключить согласование с антимонопольным органом любых изменений концессий в ЖКХ, ограничив это только существенными условиями. Для других сфер — согласовывать изменения, только если они затрагивают параметры бюджетной поддержки со стороны государства.

По прогнозам экспертов Минэкономразвития РФ, благодаря в том числе упомянутым мерам к 2030 году объем законтрактованных инвестиций может вырасти на 30% к уровню 2024 года.

Комфортная и безопасная среда для жизни, технологическое лидерство — одни из важнейших национальных целей до 2036 года, определенных президентом страны. И чтобы стимулировать инвестиции, способствующие их достижению, правительство будет продолжать активно поддерживать механизмы ГЧП и концессий, работать над совершенствованием нормативно-правовой базы и устранением барьеров для бизнеса.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 28 авг 18:34
Как биоэкономика меняет мир
Мнения, 15 авг 16:31
К чему приведет смена финансовой стратегии США
Мнения, 13 авг 08:00
У России есть стратегические возможности стать лидером в направлении ИИ
Мнения, 13 авг 08:00
Россия встраивается в новую цифровую реальность
Свежие материалы
Перезагрузка отношений
Как меняется механизм партнерства государства и частного бизнеса
Реализуются ли риски стагнации
Мнения,
Как преодолеть негативные тренды в экономике
Что посмотреть о войне с Японией
Лучшие фильмы о дальневосточной военной кампании