Анастасия Лукина, начальник юридического управления Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы
Столица без сомнений является флагманом государственно-частного партнерства и второй год подряд занимает первое место в России в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП Минэкономразвития России.
Москва реализует проекты ГЧП с 2013 года. Сейчас у города заключено с инвесторами десять концессионных соглашений в сферах образования, здравоохранения, автодорожного строительства, ЖКХ, гостиничного обслуживания и одно в сфере экологии. Общий объем инвестиций в проекты составит порядка 314 млрд руб.
В рамках классических форм ГЧП в Москве появляются уникальные объекты образования, здравоохранения, промышленности, спорта и дорожно-транспортной инфраструктуры.
В сентябре 2024 года первых учеников приняла инновационная общеобразовательная школа СКОЛКА на 825 учеников. Школьники смогут участвовать в реальных проектах и проходить практику в крупнейших корпорациях и научно-исследовательских центрах, расположенных на территории Инновационного центра «Сколково».
В сентябре 2023 года на западе Москвы открылся проспект Багратиона (Северный дублер Кутузовского проспекта) — это крупнейший проект государственно-частного партнерства, реализованный правительством Москвы. Его реализация улучшила транспортное обслуживание более 1,5 млн жителей Москвы и Подмосковья. В среднем в пути водители экономят до 30 минут.
В октябре 2023 года в рамках первого соглашения о ГЧП в сфере экологии введены в эксплуатацию объекты по приему, накоплению и обработке вышедшей из строя электронной техники. За первый год предприятие утилизировало около 2 тыс. тонн (или свыше 200 тыс. единиц) электроники бесплатно для органов исполнительной власти и их подведомственных организаций. После переработки из бытовой техники производят рециклированные материалы.
С 2019 года в Мещанском районе работает Московский международный онкологический центр.
В 2025 году город заключил концессионные соглашения о строительстве двух платных скоростных автомагистралей.
Первая из магистралей протянется от Ленинградского шоссе до 3-й Магистральной улицы и обеспечит альтернативный маршрут подъезда к деловому центру «Москва-Сити» и Национальному космическому центру (ГКНПЦ имени Хруничева) в обход Ленинградского проспекта. Инвестиции в проект составят более 150 млрд руб.
Вторая автодорога — от улицы Трофимова до Севастопольского проспекта — обеспечит дополнительный маршрут выезда из районов ЗИЛ и Южнопортовый в обход Третьего транспортного кольца и Варшавского шоссе. Инвестиции в проект превысят 30 млрд руб.
Сегодня город адаптируется к изменяющимся экономическим условиям и внедряет новые механизмы сотрудничества города и инвесторов. Развитие ГЧП, в свою очередь, позволяет формировать благоприятный инвестиционный климат и развивать экономику.
ГЧП остается ключевым элементом инвестиционной стратегии города, способствуя росту частных инвестиций и реализации масштабных проектов, направленных на повышение качества жизни москвичей и устойчивое развитие экономики города
В мае 2024 года президент Российской Федерации подписал указ о национальных целях развития, согласно которому одним из приоритетов РФ до 2030 года становится достижение технологического лидерства. Реализация проектов ГЧП может обеспечить основу для развития инноваций, высокотехнологичных производств, формировать потребность в квалифицированных кадрах и развивать научно-технический потенциал города.
В августе 2024 года в законодательство внесены изменения, предусматривающие возможность заключения соглашений о государственно-частном партнерстве в отношении реконструкции частных промышленных предприятий и создания новых промышленных объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, в критически важных отраслях промышленности.
Для указанных проектов установлены особые требования, в том числе проект должен соответствовать задачам технологического суверенитета Российской Федерации, общий объем инвестиций в проект должен превышать 10 млрд руб., объем финансирования за счет собственных средств частного партнера — не менее 15% от суммы инвестиций, объем прямого финансового участия публичного партнера — не более 50% от всех расходов по проекту. Публичным партнером в соглашениях о государственно-частном партнерстве по таким проектам может выступать только РФ.
Внесение указанных изменений в федеральное законодательство позволит увеличить долю частных инвестиций в создание промышленных предприятий, а также реализовать проекты в сфере промышленности, в том числе в части развития микроэлектроники и фармацевтики.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag