Интервью

Несоциальный революционер, певец предпринимательства

45 лет назад умер Владимир Высоцкий

Несоциальный революционер, певец предпринимательства
Фото: Сергей Метелица/ТАСС
Владимир Высоцкий умер 45 лет назад в разгар московской летней Олимпиады. Существует вполне правдоподобная версия, заставляющая усомниться в случайности такого совпадения. Но в том, что главный «голос застойной эпохи» ушел как раз во время последнего советского триумфа, есть и немалый символизм. Особенно если учесть «несоветскость» Высоцкого, который, ни в коей мере не будучи диссидентом, то есть не участвуя в политическом сопротивлении режиму, тем не менее представлял — и образом жизни, и творчеством — едва ли не более многочисленную часть населения, предпочитавшую «выбираться своей колеей». В обход пропагандистских установок, догм и всего того, что можно обозначить как «нити красные флажков».
Александр Бирман
Александр Бирман

Журналист

В 70-е гг. «страна мечтателей, страна ученых» в силу целого ряда причин — как внешне- и внутриполитических, так и экономических — утратила этот порыв преодоления преград, «раскисла, опухла от сна».

Но тем показательнее и парадоксальнее, что на смену энтузиазму строителей «светлого коммунистического будущего» в этот период, официально именуемый «развитым социализмом», пришел энтузиазм, который можно было бы назвать «предпринимательским».

Этот термин здесь во многом анахроничен. Понятно, что в «застойном» СССР никто, подобно Дэн Сяопину в пост-маоистском Китае, не говорил: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», провозглашая многоукладность. А косыгинская реформа, призванная гальванизировать советскую экономику за счет «частичной реабилитации» частной инициативы, была свернута как раз на заре брежневского правления.

Зато, как отмечает экономист Григорий Ханин, именно в 70-е «впервые после нэпа теневая экономика начала оказывать серьезное воздействие на экономическую жизнь СССР и стала ее крупным фактором». По оценкам ряда западных исследователей, на долю «теневиков» приходилось не менее 7–8 % советского ВВП. Ханин считает, что эта величина «несколько занижена, учитывая огромное число людей, вовлеченных в теневую экономику». А среди основных причин, обусловивших широкое распространение этого явления, называет неспособность госсектора обеспечить потребительский спрос на фоне растущих реальных доходов населения и фиксированных официальных розничных цен, усугубляющих дефицит наиболее востребованных товаров и повышающих рентабельность нелегальных производств.

Мы не покривим против истины, допустив, что Высоцкий был неплохо знаком с этой стороной советской жизни. Известная и даже воспетая российским кинематографом история про «левые концерты» или дружба с золотопромышленником Вадимом Тумановым — первое, что приходит на ум. Но вряд ли этими примерами всё исчерпывается. Наверное, «подпольные миллионеры» не могли отказать себе в удовольствии потрафить собственному тщеславию и лично послушать, а то и организовать эксклюзивные выступления всенародно любимого барда. Да и он сам слишком ценил быструю езду, стильные вещи и т.п., чтобы никогда не пользоваться услугами «цеховиков».

Другое дело, что и, помимо Высоцкого, среди представителей позднесоветской творческой элиты хватало тех, кто был обласкан меценатством «теневиков». В мемуарах, посвященных тому времени, можно обнаружить достаточно свидетельств соответствующих связей у гораздо более «официальных» актеров, музыкантов и литераторов.

Намного интереснее, был ли этот феномен эпохи «застоя» не просто использован деятелями культуры в личных интересах, но переосмыслен ими в своих произведениях. Перефразируя Ахматову, — какие стихи вырастали (если вырастали вообще) из этого бытового (и кому-то наверняка кажущегося компрометирующим) «сора»?

И вот здесь Владимир Высоцкий, пожалуй, единственный, кто сделал одной из центральных тем своего творчества предпринимательство. В широком смысле этого слова.

Разумеется, про «цеховиков» как таковых он не писал. Но ведь его старатели, геологи, шахтеры — это тоже предприниматели. Они преобразуют мир, расширяют его границы, устраивая «несоциальные революции», и вправе за приложенные усилия и аппетит к риску рассчитывать не столько на звания и титулы, сколько на вполне осязаемое материальное вознаграждение.

«Государство будет с золотишком,
А старатель будет — с трудодн
ем!»

Говорит: «Не хочу отпираться,
Что поехал сюда за рубл
ем...»

(«Старательская»)

«Да, мы бываем в крупном барыше...»

(«Черное золото»)

И только те, кому «на водку не хватает», могут задаваться вопросом:

И сдается мне, что люди врут:
Он нарочно ничего не ищет.
Для чего? Ведь денежки идут —
Ох, какие крупные деньжищи!

(«Мой сосед объездил весь Союз»)

До Высоцкого в отечественной литературе, включая и ее дореволюционный период, вряд ли кто-то настолько же благосклонно относился к финансовому успеху, причем обеспечиваемому не исключительно интеллектуальным трудом (поэтому Михаил Булгаков с его профессором Преображенским здесь не совсем релевантен), и одновременно высмеивал желание пересчитать деньги в чужих карманах «ради справедливости — и только».

В этом смысле и его популярность логично рассматривать как косвенное свидетельство появления (или возрождения) в позднесоветском обществе запроса на «несоциалистических» героев, для которых общественное вовсе необязательно должно вступать в неразрешимые противоречия с личным. А стремление к созиданию, или шумпетеровскому «созидательному разрушению», не менее (а то и более) востребовано, чем вечная готовность жертвовать и собой, и будущими поколениями.

Трудно сказать, стал бы Высоцкий тем, кем он стал, пойди брежневский СССР по пути своих восточно-европейских союзников по соцлагерю или того же Китая, допустив/легализовав возвращение в экономику определенных капиталистических элементов.

Не будем гадать и о том, для кого Высоцкий оказался бы «своим», доживи он до распада СССР и последующих рыночных реформ.

Но одно можно утверждать почти наверняка: многим из тех, для кого 90-е были не только «лихими», но и «стартовыми», проложить «свою колею», избегая шараханий как «влево», так и «вправо», заниматься делом, а не строить баррикады помогли услышанные в детстве песни Высоцкого.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 8 июл 13:55
Как поставщики лекарств приспосабливаются к турбулентности на внешних рынках
Мнения, 8 июл 09:00
Что экспортерам нужно от государства
Мнения, 8 июл 08:04
Расшифровать культурный код ДНК
Мнения, 8 июл 08:03
Как создать успешный нишевой продукт
Свежие материалы
Бизнес переходит границы
Как платформа «Мой экспорт» укрепляет позиции экспортеров
Пай или пропал
Могут ли паевые фонды стать альтернативой вкладам
Пушки или масло
Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии