Интервью

Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ

Как формируется новая культура потребления

Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ
Среди обилия иностранных терминов на российском ИТ-рынке все чаще звучит словосочетание Big Tech. Так называют крупнейшие технологические компании с экосистемным опытом и массивом клиентских данных, которые успешно анализируются для запуска новых продуктов и сервисов будущего.

Павел Воронин, генеральный директор компании МТС Web Services, первый вице-президент по технологиям МТС

О главном в бизнесе и отличиях от конкурентов

Совокупная выручка крупнейших технологических компаний в России за 2024 год составила 6,7 трлн руб., что на 95% больше показателя 2022-го. 70% этой суммы обеспечила первая десятка организаций.

Несмотря на довольно серьезные показатели продаж, Big Tech у нас только начинает формироваться. Amazon, Microsoft и Huawei потратили на это десятки лет. Нашим компаниям приходится преодолевать эту дистанцию в ускоренном режиме.

В конце прошлого года все ключевые технологические активы МТС были объединены под единым новым брендом МТС Web Services. Новая компания занимается искусственным интеллектом, данными, разработкой и облачным бизнесом. Согласно нашим внутренним прогнозам на ближайшие несколько лет, МТС Web Services сможет стать самостоятельным Big Tech-бизнесом с капитализацией 300 млрд руб.

О факторах роста бизнеса

МТС известна как телеком-гигант. Но база данных, опыт работы со сложными ИТ-системами и собственная облачная инфраструктура с самого начала давали повод задуматься об уходе от телекомоцентричной инфраструктуры в сторону клиентоцентричной экосистемы.

Одним из базовых продуктов, на основе которого удалось построить обновленную ИТ-инфраструктуру, стала собственная технологическая платформа The Platform, объединившая все сквозные ИТ-решения экосистемы. Благодаря переходу на комплекс The Platform скорость разработки в МТС удалось нарастить в четыре раза, на 40% ускорился вывод новых экосистемных продуктов, время простоя систем сократилось в десятки раз, повысилась надежность. В результате МТС вошла в пятерку крупнейших ИТ-компаний России, а экономический эффект от перехода на The Platform оценивается в 10 млрд руб.

Сегодня МТС меняет структуру, очерчивая границы бизнес-направлений. Показателем верной стратегии может служить продолжающийся рост экосистемных клиентов. В первом квартале 2025 года таких пользователей стало уже 16,9 млн человек. В 2021 году, когда мы только определили наши приоритеты, показатель составлял 6,5 млн клиентов.

Внутренние преобразования стали стимулом для серьезных внешних решений в МТС. Сегодня образованная из экосистемы самостоятельная технологическая компания МТС Web Services готова работать не только для внутренних задач экосистемы, но и на внешний коммерческий рынок. Основная стратегическая ставка — на технологии искусственного интеллекта.

О зонах роста бизнеса

Драйвером развития ИТ-рынка сегодня является распространение технологий ИИ, и в частности появление ИИ-агентов. Это автономные системы, которые анализируют данные и выполняют задачи, используя машинное обучение, обработку языка и другие технологии автоматизации.

По данным исследования Capgemini, 82% бизнес-руководителей в 14 странах планируют интеграцию ИИ-агентов в ближайшие три года

Обратимся к мировому опыту Big Tech игроков. В 2024 году компания OpenAI представила новую языковую модель GPT-4о, а Google — модель Gemini 1.5. Схожесть этих моделей — в омнимодальности, которая стала одним из главных трендов ИИ в России и мире. Омнимодальность означает, что искусственный интеллект теперь может анализировать в одном запросе текст, картинки, видео и аудио.

Gemini (модель от Google) пророчат успех и даже не исключают того, что она вытеснит с рынка ChatGPT. Появление агента от Google, который позволяет как управлять устройством на Android, так и решать различные задачи пользователя на просторах интернета и работать с его документами, анонсирует новый подход к решению задач пользователей, компания меняет привычные интерфейсы и клиентский опыт. По сути, крупнейший мировой Big Tech игрок создает новую культуру потребления, оставаясь при этом клиентоцентричным бизнесом. Компания уходит от поиска в сторону создания полноценного персонального ассистента для пользователя на основе ИИ.

Благодаря интеграции ИИ-агента от Google с устройствами на базе Android не нужно заходить в мобильные приложения или открывать браузер, чтобы получить информацию или сделать заказ.

Агент позволяет сразу переходить к действию, не тратя время на процесс поиска. В этом смысл революционного развития ИИ и монополизации компаниями статуса Big Tech целого пула привычных сервисов и рынков

Пока процесс перехода к ИИ-агентам происходит на уровне технологий, конечные пользователи не всегда понимают ценность изменений и удобство от внедрения. Однако именно этот процесс становится переломным для компаний из категории Big Tech. Игроки, вовремя интегрировавшие ИИ-сервисы в свои процессы и сумевшие предложить аналогичный опыт рынку, имеют больше перспектив для будущего.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 13 авг 08:00
У России есть стратегические возможности стать лидером в направлении ИИ
Мнения, 13 авг 08:00
Россия встраивается в новую цифровую реальность
Мнения, 13 авг 08:00
Как нейросети помогают бороться с рутиной и мошенниками
Мнения, 13 авг 08:00
У компаний есть спрос на финансовые гарантии защиты киберсистем
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда