Интервью

Роботы выходят в море

Зачем нужны автономные аппараты для работы на малых глубинах

Роботы выходят в море
Коллаж: «Эксперт»
Современные вызовы геополитики и экономики делают развитие морской робототехники критически важным направлением для России. Освоение арктического шельфа, защита стратегической подводной инфраструктуры, включая нефте- и газопроводы, обеспечение безопасности военного и торгового флотов — все эти задачи требуют новых технологических решений. При этом отрасль демонстрирует парадоксальную ситуацию: имея впечатляющие достижения в области глубоководных систем специального назначения, мы существенно отстаем в разработке коммерчески востребованных решений для малых глубин, где западные страны и Китай уже захватили значительную долю рынка.
Леонид Артемов
Леонид Артемов

Заместитель руководителя Центра технологической кооперации Фонда «Сколково» (входит в Группу ВЭБ.РФ)

Особую актуальность приобретают технологии мониторинга и обслуживания подводных объектов. Яркий пример — проблема биологических обрастаний судовых корпусов, которая ежегодно наносит колоссальный экономический ущерб. Исследования показывают, что такие обрастания снижают скорость судов на 30–35%, увеличивая расход топлива на 40%. Для танкера водоизмещением 50 тыс. тонн это означает перерасход около 900 тонн топлива в год. В военном аспекте проблема еще серьезнее: обрастания существенно ухудшают скрытность кораблей, делая их легко обнаруживаемыми для гидроакустических систем. Эти вызовы создают устойчивый спрос на роботизированные системы очистки (краулеры) и мониторинга, который в текущих геополитических условиях только усиливается.

Российские компании демонстрируют отдельные успехи в этом направлении. Так, телеуправляемый подводный аппарат «Прометей» компании «Смелком Роботикс» успешно прошел испытания в акватории Черного моря, показав высокую эффективность при ликвидации последствий разлива мазута после аварии танкеров в Керченском проливе в декабре 2024 года. Этот аппарат, оснащенный современными навигационными системами и датчиками контроля обстановки, способен работать в сложных условиях без участия водолазов, что открывает новые возможности для подводных операций.

Однако для полноценного технологического рывка требуется системный подход, охватывающий несколько ключевых направлений. Во-первых, необходимо развитие модульных и недорогих автономных и телеуправляемых (ТНПА) подводных аппаратов, а также безэкипажных катеров (БЭК) с акцентом на повышение их автономности и точности навигации. Во-вторых, особое внимание следует уделить созданию гибридных систем, где надводные платформы выступают носителями подводных аппаратов, и разработке многосредных решений, способных работать на границе воды, воздуха и суши.

В этом контексте интересны разработки резидентов «Сколково». Компания «АкваВил» создает уникальные устройства, способные работать в различных средах, а НПК «Геоматика» разработала беспилотный гидрографический катамаран с буксируемым гидролокатором, обеспечивающим сантиметровое разрешение при съемке морского дна. «Смелком Роботикс» работает над созданием полностью автономного БЭК с интегрированным ТНПА, что позволит решать широкий спектр задач: от мониторинга инфраструктуры до поисково-спасательных операций.

Не менее важным направлением является развитие систем подводного технического зрения, манипуляционных систем, а также технологий подводной навигации и связи. Здесь показателен опыт совместной работы компаний «Трионикс ЛАБ» и «Лаборатория подводной связи и навигации», предлагающих инновационные решения для интегрального управления оборудованием, что значительно повышает эффективность подводных операций.

Для ускоренного развития отрасли необходимо решение нескольких системных задач. Прежде всего требуется создание экспертно-методического центра по разработке и внедрению беспилотных технологий в морской робототехнике

Такой центр мог бы координировать усилия различных организаций, способствовать продвижению отечественных технологий на рынках стран БРИКС и разработке совместных международных программ.

Особого внимания заслуживает вопрос унификации компонентной базы. Учитывая значительное пересечение номенклатуры комплектующих в различных видах робототехники (электродвигатели, системы управления, датчики и т. д.), логичным представляется включение морской робототехники в Национальный проект по беспилотным авиационным системам. Это позволит добиться синергетического эффекта, устранить дублирование разработок и создать гарантированный рынок сбыта для отечественных производителей комплектующих.

Реализация этих мер создаст условия для вывода российских технологий морской робототехники на лидирующие позиции в мире, что особенно важно в контексте стратегических задач освоения Мирового океана и Арктики. При этом развитие отрасли будет способствовать не только укреплению обороноспособности страны, но и даст мощный импульс экономическому развитию, созданию новых высокотехнологичных рабочих мест и расширению международного сотрудничества, особенно со странами БРИКС.

Таким образом, морская робототехника представляет собой не просто перспективное технологическое направление, а стратегический приоритет, от развития которого во многом зависит будущее России как морской державы в XXI веке.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, Вчера 09:45
Где взять деньги на технологический рывок
Мнения, 3 сен 09:25
Что правительство делает для развития ГЧП
Мнения, 28 авг 18:34
Как биоэкономика меняет мир
Мнения, 13 авг 08:00
У России есть стратегические возможности стать лидером в направлении ИИ
Свежие материалы
Подводная гонка
Техника глубокого погружения
Льготы добывают из-под земли
Минпромторг разрабатывает программу поддержки редкоземельных металлов