Интервью

Книжные магазины пожаловались в ФАС из-за цен на маркетплейсах

Книжные магазины пожаловались в ФАС из-за цен на маркетплейсах
Фото: Eliza Ari/Unsplash
Книжные магазины пожаловались в ФАС на демпинг цен на продукцию на маркетплейсах, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на официальное письмо Ассоциации книгораспространителей («Альпина», «Буквоед», «Московский дом книги» и т. д.), направленным в ФАС 15 апреля. В ведомстве подтвердили получение обращения.

Согласно документу, ассоциация попросила ФАС повлиять на исполнение маркетплейсами закона «О защите конкуренции» и запретить Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркету» устанавливать предельно низкую и высокую цену на товар и в одностороннем порядке снижать стоимость книг, реализуемых на площадке. По мнению книгораспространителей, «тысячи книжных магазинов» сейчас находятся под угрозой из-за давления со стороны маркетплейсов.

В пресс-службе Wildberries и Russ уточнили газете, что цены на маркетплейсах выставляют продавцы, площадка же может только предложить дополнительную скидку для покупателей за счет собственных средств. В Ozon и «Яндекс Маркете» отказались от комментариев.

В письме говорится, что только в прошлом году было закрыто 220 книжных магазинов, что оказалось в 2,5 раза больше по сравнению с 2023 годом. Сейчас доля продаж через книжные магазины составляет 38%, сократившись в период с 2019 по 2024 год на 29,2%. В то же время продажи книг через маркетплейсы выросли на 31,6%, до 54,5% по итогам 2024 года, отмечают в ассоциации со ссылкой на отраслевой доклад «Книжный рынок России—2024», подготовленный Минцифры.

На рост продаж через онлайн-каналы также указывают книгоиздатели. По данным «Эксмо-АСТ», которые приводит «Коммерсантъ», в 2024 году доля продаж бумажной литературы через маркетплейсы выросла до 46,1%. В издательстве сообщили газете, что группа принимает меры для поддержки книжной розницы: «Мы реализуем гибкую ценовую политику, которая позволяет офлайн-рознице также предлагать скидки и получать бонусы». В «Альпине» от комментариев отказались.

По данным книгопроизводителей, разница в цене на книгу в розничном магазине и на маркетплейсе составляет 30%, а в период проведения акций на маркетплейсах может достигать 50-70%, говорится в письме. По словам исполнительного директора сети магазинов «Моя книга» Алексея Андрианова, розничные книжные «в реальном времени чувствуют, когда маркетплейсы проводят свои акции, ведь наши продажи рушатся в этот момент».

С таким разбросом цен не согласен гендиректор сети «Читай-город — Буквоед» Александр Брычкин. По его словам, с учетом программы лояльности книги могут стоить в магазинах дешевле. «У кого-то из издателей мы получили дополнительные скидки к закупочной цене, по топовым новинкам и бестселлерам снизили процент наценки. Остаются некоторые издатели, которые неохотно идут нам навстречу. По ним разница в ценах может быть существенной», — пояснил он. Гендиректор «Санкт-Петербургского дома книги» Кристина Матвеева также отметила, что в некоторых случаях отпускная цена книги для магазина может быть выше, чем та, по которой книгу приобретает покупатель.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда