Интервью

Минтранс подготовит законопроект о беспилотном транспорте в России

Минтранс подготовит законопроект о беспилотном транспорте в России
Фото: vecstock/Freepik
Минтранс совместно с производителями инновационных автомобилей и другими заинтересованными ведомствами до конца года разработает законопроект о беспилотном транспорте в России. Об этом сообщил директор департамента цифрового развития Минтранса Артем Юренков на XIII Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ-2025), передает пресс-служба ведомства.

«Сейчас с учетом опыта ЭПР мы понимаем, что готовы подходить к следующему шагу: готовить нормативную базу для внедрения беспилотного автомобильного транспорта в России на постоянной основе. Сегодня это одна из приоритетных задач правительства. <...> Минтрансом разработана „дорожная карта“, по внедрению беспилотных автомобилей в стране и одно из ключевых мероприятий — подготовка проекта федерального закона о беспилотном транспорте», — сказал он.

По словам представителя Минтранса, по поручению вице-премьера Виталия Савельева в законодательстве должно быть отражено порядка 30 мероприятий, которые вошли в план мероприятий внедрения беспилотного автотранспорта.

В законопроект, в частности, будут включены понятийный аппарат, критерии разграничения беспилотных автомобилей по уровням автоматизации, права, обязанности производителей беспилотников и требования к диспетчеризации. Кроме того, ряд положений будут касаться центра мониторинга движения беспилотных автомобилей, создаваемого АО «ГЛОНАСС». Эта технология охватит наземный и воздушный беспилотный транспорт, уточнил Артем Юренков.

Юридическим «камнем преткновения» остается вопрос о том, кто несет ответственность за вред, причиненный беспилотным транспортным средством. Пока что Минтранс считает, что нужно исходить из принципа ответственности владельца «источника повышенной опасности». Этот подход поддерживает и Минюст, отметил представитель Минтранса. В то же время серьезной проработки требует вопрос уголовной ответственности. Ведомство считает необоснованным возложение ответственности на владельца, к примеру, в случае ДТП.

Эксперимент по эксплуатации беспилотного транспорта начался в России в 2022 году. ЭПР охватывает 38 регионов РФ, в ходе него тестируются беспилотные грузивики, пассажирские авто, а также беспилотные трамваи и авиация. Эксплуатировать такой транспорт с водителем-испытателем можно на улицах Москвы, Иннополиса и федеральной территории «Сириус», без его присутствия — на территории Иннополиса и инновационного центра «Сколково».

В октябре 2022-го эксперимент распространили на грузоперевозки по трассе М-11 «Нева», в августе 2024-го — на ЦКАД и М-12. Как отметил Артем Юренков, за время ЭПР число беспилотных грузовиков увеличилось до 67. Они преодолели более 9 млн км и перевезли более 1 млн куб. м грузов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
Транспорт будущего уже здесь
Форум «Цифровая транспортация 2025» соберет ключевых экспертов отрасли
IT как якорь для талантов
Как современные колледжи препятствуют оттоку кадров из регионов
Санкции десятилетней свежести
В мире,
Как на Иране скажется возвращение рестрикций ООН