Обращение подписали более 60 операторов связи из 15 регионов России. По мнению участников рынка, предложенная крупными операторами схема создает дискриминационные условия для небольших компаний и приведет к росту тарифов более чем на 40%, с 1,5 до 2,1 руб./мин.
Компании просят ввести определение массовых и автоматизированных вызовов, чтобы исключить злоупотребления. По их утверждению, «доведение вызова до абонента ставится в фактическую зависимость» от критериев операторов «большой четверки», которые они не раскрывают.
Для ускорения внедрения маркировки и снижения затрат операторы предлагают задействовать государственную информационную систему Роскомнадзора «Антифрод». По словам генерального директора оператора «ТелеСтор» Никиты Капитанского, использование этой платформы не потребует доработок и бюджетных расходов и позволит подтверждать факт взаимодействия при передаче данных о маркировке.
В пресс-службе правительства подтвердили получение обращения и сообщили, что оно направлено в Минцифры и ФАС для анализа. В Минцифры заявили, что «Антифрод» не подходит для исполнения требований постановления правительства № 1300, регулирующего маркировку звонков от юрлиц и индивидуальных предпринимателей. «Она предназначена для проверки, реально ли инициирован вызов российским абонентом или это подмена номера. Функционал системы не рассчитан на передачу сведений на телефон и на передачу данных от организации для маркировки», — пояснили в ведомстве.
В «Мегафоне» отметили, что система не обладает необходимыми функциями для реализации маркировки, а в Т2 подчеркнули, что порядок прямого взаимодействия между операторами уже утвержден. Представитель «Вымпелкома» добавил, что раскрытие алгоритмов антифрод- и антиспам-фильтрации может привести к росту мошенничества и обходу защитных систем. В МТС от комментариев отказались.
По оценке старшего менеджера практики ТМТ консалтинговой компании «ТеДо» Екатерины Литвиновой, новые требования несут значительную финансовую нагрузку на региональных операторов. Средняя рентабельность по чистой прибыли в сегменте фиксированной связи составляет около 7,4%. Повышение расходов более чем на 40% фактически уничтожает операционную прибыль небольших компаний, считает эксперт.
Введение обязательной маркировки звонков привело к массовому закрытию колл-центров по всей стране. Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89» сообщила о 18 остановивших работу центрах. Организация, на долю которой приходится более половины всех телефонных опросов в России, предупреждает: новые правила делают звонки дороже в 5–20 раз и ставят под угрозу проведение социологических исследований.
Президент России Владимир Путин 1 апреля 2025 года подписал закон о противодействии кибермошенничеству. Согласно документу, вводится обязательная маркировка телефонных вызовов от юридических лиц, запрещаются звонки через мессенджеры для представителей госорганов и банков, а также устанавливается самозапрет на спам-звонки и массовые рассылки.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag