Склонность к сбережению усилилась: доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги, достигла максимума с 2023 года. Согласно информации Банка России, в сентябре доля граждан, предпочитающих откладывать свободные средства, достигла 56% — это максимум с марта 2023 года.
Из опроса «Б1» следует, что даже среди россиян с высокими доходами растет интерес к сбережениям: за год доля тех, кто ограничивает спонтанные покупки, увеличилась с 22 до 47%. В Альфа-банке отмечают, что ритейл находится в «переходном состоянии».
Согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли, которые есть у «Известий», розничный товарооборот за восемь месяцев 2025 года вырос лишь на 2,2% — в четыре раза меньше, чем годом ранее. Сильнее всего замедлился спрос на непродовольственные товары. В продуктовом ритейле темп роста также снизился — до 2% против 6–8% в 2024 году.
В магазинах X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик») «Известиям» сообщили, что продолжается тренд на сокращение потребления и оптимизацию форматов. Молодежь чаще других старается экономить: 79% респондентов в возрасте до 30 лет признались, что стараются снижать расходы, в том числе перераспределяя траты между категориями.
Сокращение потребительской активности фиксируют и в микромаркетах. По данным компании Briskly, объем покупок в штуках за июль по сравнению с январем увеличился всего на 2,6% против 26% за тот же период 2024 года. Средний чек сократился с двух—трех позиций до одной—двух.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на изменение потребительских настроений влияют тенденции на рынке труда и доходов: растет число сотрудников с неполной занятостью, сокращаются премиальные выплаты. Это делает покупателей более осторожными и прагматичными.
Старший аналитик Альфа-банка Екатерина Тузикова отмечает, что ритейлеры в условиях неопределенности сокращают горизонты планирования и концентрируются на тактических задачах. При этом возможности для быстрого роста ограничены — рынок достигает зрелости, а покупатели переходят к модели осознанного потребления.
Наибольший рост сейчас демонстрируют дискаунтеры. Так, в X5 Group за девять месяцев 2025 года выручка выросла на 20% до 3,4 трлн руб. Основной драйвер — сеть «Чижик», увеличившая оборот почти вдвое, до 297 млрд руб. В группе «Магнит» наибольшую динамику показала сеть «Дикси», а у O’KEY Group — формат «ДА!». В «Ленте» наибольший рост отмечен у магазинов «у дома».
По оценке Совкомбанка, общий объем рынка потребительской торговли за полгода достиг 28,9 трлн руб. (+11,1% к 2024 году), при этом весь прирост обеспечен инфляцией. В компании IBC Real Estate прогнозируют, что по итогам 2025 года оборот розничной торговли вырастет на 7,6%, до 64,1 трлн руб.
По данным «СберСтрахования жизни» и сервиса «Работа.ру», 84% россиян регулярно откладывают деньги на «черный день»: 67% делают это ежемесячно, еще 17% — с определенной периодичностью. Около трети граждан (32%) считают оптимальным размером финансовой подушки более 1 млн руб., а по 20% — от 301 до 500 тыс. руб. и от 501 тыс. до 1 млн. Большинство предпочитают хранить накопления в рублевых вкладах (60%) или наличными (35%).
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag