Интервью

Российские суды придумали способ наказывать водителей за опасное вождение

Российские суды придумали способ наказывать водителей за опасное вождение
Фото: Andrey Stakhovskiy/Unsplash
В ряде регионов России складывается устойчивая практика применения уголовного наказания к водителям, чьи действия представляют угрозу для безопасной эксплуатации транспортных средств. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на судебные решения и публикации Научного центра безопасности дорожного движения МВД.

Речь идет о ситуациях, когда водители умышленно совершают резкие и хаотичные маневры на дороге, включая дрифт, подрезания, перестроения с риском для других участников движения. Статья 267.1 УК РФ, действующая с 2017 года, ранее применялась редко и была ориентирована преимущественно на обеспечение безопасности в сфере авиа- и железнодорожного транспорта. В 2024 году ее стали использовать в автомобильной практике.

Первое решение по этой статье в отношении водителя легкового автомобиля было вынесено в Каспийске. Гражданин, управляя Porsche Cayenne, двигался по встречной полосе с превышением скорости и вел видеосъемку. Суд признал его виновным и назначил штраф в размере 180 тыс. руб. Впоследствии аналогичные решения приняли суды в Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае, Республике Коми и других регионах.

Согласно публикации МВД, квалификация таких действий по ст. 267.1 УК рассматривается как правомерная и перспективная с точки зрения формирования системы ответственности за опасное поведение на дороге. Авторы статьи отмечают, что действия, сопровождаемые пренебрежением к безопасности окружающих и нарушающие установленные правила эксплуатации транспорта, подпадают под состав уголовного правонарушения.

Параллельно продолжается работа над законопроектом, предусматривающим административную ответственность за опасное вождение. Документ был принят в первом чтении в октябре 2024 года и предполагает штраф от 3 до 5 тыс. руб., а при повторном нарушении – лишение водительских прав. Однако из-за отсутствия четкой юридической дефиниции термина «опасное вождение» проект находится в доработке.

Ряд юристов и законодателей высказывают замечания к текущей практике. Адвокат Сергей Радько обращает внимание на то, что статья 267.1 имеет общий характер и может использоваться только при отсутствии специальных норм, в том числе статей 264, 264.1 и 268 УК РФ. С его точки зрения, правонарушения в сфере дорожного движения изначально должны регулироваться административным кодексом.

С аналогичной позицией выступает депутат Ярослав Нилов (ЛДПР), автор проекта поправок к КоАП. Он подчеркивает, что уголовное преследование может быть оправдано лишь в случае повторных нарушений или установления прямого умысла. Введение судимости за единичный инцидент, по его мнению, создает дополнительные препятствия для человека в профессиональной и социальной сфере.

С 20 января 2026 года перечень возможных санкций по ст. 267.1 будет расширен: вступят в силу поправки, предусматривающие возможность назначения принудительных работ сроком до двух лет. Закон принят Госдумой, подписан президентом и опубликован.

Таким образом, при отсутствии административной статьи за опасное вождение суды начали использовать уголовные механизмы. Это приводит к перераспределению нагрузки между различными уровнями юрисдикции и формирует новую практику ответственности в сфере дорожного движения.

Последние материалы
Жадность сильнее страха
Инвесторы скупают долгосрочные ОФЗ в надежде на 30–40% годовых
Отчего люди не летают
В мире,
10 крупнейших авиационных коллапсов XXI века
Дональд Трамп сложил оружие в Евросоюз
В мире,
ЕС согласовал условия энергозависимости от США