Один из селлеров пожаловался, что четверть всех его продаж — это возвраты, причем, речь идет о самых ходовых товарах. Теперь они автоматически будут отправляться на склад маркетплейса, возможно, потеряв товарный вид, отметил предприниматель. При последующих заказах в приоритетную продажу, как он уточнил изданию, попадут именно возвратные позиции, которые затем вновь возвращаются и опять оказываются на складе. В итоге, даже новые товары с собственного склада начинают «перетекать» в фулфилмент Ozon и модель FBS (продажи со склада продавца) по факту меняется на FBO (продажи со склада маркетплейса) без согласия селлера, отмечает он. Продавец площадке также выразил опасения, что в результате число отрицательных отзывов будет увеличиваться.
Другой селлер в беседе с «Ведомостями» отметил, что малому и среднему бизнесу намного легче работать по FBS — с фиксированной логистикой, контролем качества отправок и возможностью быстро уйти с платформы. Он отметил, что при работе по FBO товары становятся «заложниками на складах Ozon», а вывоз — платным и сложным. Особенно уязвимы дорогие и хрупкие товары, которые часто портятся или теряются при возврате.
Принудительный перевод возвратов на склады Ozon бизнесмен считает неприемлемым: это, по его мнению, делает из FBS-продавца FBO-селлера с соответствующими рисками и расходами. Он предположил, что существенная часть возвратов будет приходить поврежденной или с испорченной упаковкой, а покупатели начнут оставлять жалобы или негативные отзывы, что ударит по репутации и увеличит количество отмен, логистика которых оплачивается самим продавцом.
Представитель Ozon пояснил изданию, что возврат товара на склад продавца занимает намного больше времени, чем отправка продукции на ближайший фулфилмент Ozon. Он уточнил, что логистика и тариф за продажу со склада маркетплейса в большинстве случаев будут дешевле. В компании добавили, что аналогичной схемой пользуется около половины продавцов, которые торгуют со своего склада.
При этом на «Яндекс маркете» при схеме FBS продавцы, как и прежде, могут управлять возвратами, рассказал представитель маркетплейса. Товары возвращаются туда, откуда они отгружались, или по указанному адресу с возможностью изменения настроек.
Площадка Wildberries также сохраняет за продавцами контроль, уточнил представитель компании. Причем возврат может идти либо в ПВЗ, либо на склад — в зависимости от конфигурации, которая была задана селлером. Собеседник издания добавил, что маркетплейс проверяет возвраты перед повторной реализацией и не работает с опасными или не разрешенными для хранения категориями.
Во втором квартале 2025 года Ozon впервые за 28 лет получила чистую прибыль от основного бизнеса. Показатель составил 359 млн руб. против убытка почти в 28 млрд руб. годом ранее. Выручка Ozon за этот период составила 227,6 млрд руб. (+87% год к году) в основном за счет существенного увеличения выручки от оказания услуг и процентной выручки. Валовая прибыль увеличилась в 3,7 раза, до 57,5 млрд руб.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag