Интервью

В ЦБ указали на влияние маркетплейсов на финансовую стабильность России

В ЦБ указали на влияние маркетплейсов на финансовую стабильность России
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Деятельность маркетплейсов влияет на финансовую стабильность России и требует прозрачной отчетности и соблюдения стандартов безопасности. Об этом заявил заместитель председателя Банка России Алексей Гузнов, выступая на конференции Ассоциации российских банков (АРБ).

«Мы видим, что платформы маркетплейсов во многом уже начинают постепенно оказывать влияние на финансовую стабильность, и для нас очень важно понимание того, что сама представляет платформа с точки зрения отчетности, с точки зрения соблюдения базовых стандартов безопасности и ряда других параметров», — сказал Алексей Гузнов (цитата по ТАСС).

По его словам, цифровые платформы выполняют инфраструктурную роль и не должны зависеть от одной финансовой организации. Говоря о предложении Банка России по вопросам предоставления финансовых продуктов на цифровых платформах, он подчеркнул, что ЦБ предпочитает прозрачные правила продаж, а не запреты.

24 ноября председатель Банка России Эльвира Набиуллина направила в Минэкономразвития свои предложения по ограничению финансовых продуктов маркетплейсов. В частности, глава ЦБ предложила запретить установление разных цен в зависимости от способа оплаты и подключить к контролю за этим процессом ФАС. Также регулятор считает необходимым запретить продажу на маркетплейсах продуктов дочерних банков. Эльвира Набиуллина отметила, что «дочки» онлайн-платформ «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка». За несколько дней до этого крупные банки, включая Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Т-банк и Совкомбанк, направили председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с предложением запретить маркетплейсам вводить прямые скидки и косвенные формы финансирования покупок, включая бонусные программы, сообщил 20 ноября ТАСС со ссылкой на обращение.

Маркетплейсы предупредили, что реализация инициативы крупных банков может привести к удорожанию товаров для миллионов россиян. В Wildberries отметили, что инициатива ограничит развитие банков маркетплейсов и самих платформ и создаст «негативные долгосрочные последствия для экономики, бизнеса и инфляции». В Ozon подчеркнули, что запрет затронет 85 млн покупателей, особенно в малых городах и селах, где доступность товаров офлайн ограничена. Там обратили внимание, что сами банки продолжают использовать аналогичные скидки и программы лояльности.

В Общественном совете Роспотребнадзора спрогнозировали повышение цен на маркетплейсах на 15-20% для конечных потребителей в случае ограничения скидок. По оценкам специалистов ВШЭ, опрошенных «Известиями», в случае отмены скидок на маркетплейсах товары могут подорожать на 30-35%. По мнению 64% россиян, которые совершают покупки через маркетплейсы, предложение запретить платформам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки является несправедливым, следует из результатов опроса ВЦИОМ.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
«Эксперт» подвел итоги 30-летия
На организованный журналом public talk приехали представители власти, бизнеса и медиасообщества
Нетоксичное отношение
Какие возможности открывают принципы ESG для российского бизнеса