«Мы видим, что платформы маркетплейсов во многом уже начинают постепенно оказывать влияние на финансовую стабильность, и для нас очень важно понимание того, что сама представляет платформа с точки зрения отчетности, с точки зрения соблюдения базовых стандартов безопасности и ряда других параметров», — сказал Алексей Гузнов (цитата по ТАСС).
По его словам, цифровые платформы выполняют инфраструктурную роль и не должны зависеть от одной финансовой организации. Говоря о предложении Банка России по вопросам предоставления финансовых продуктов на цифровых платформах, он подчеркнул, что ЦБ предпочитает прозрачные правила продаж, а не запреты.
24 ноября председатель Банка России Эльвира Набиуллина направила в Минэкономразвития свои предложения по ограничению финансовых продуктов маркетплейсов. В частности, глава ЦБ предложила запретить установление разных цен в зависимости от способа оплаты и подключить к контролю за этим процессом ФАС. Также регулятор считает необходимым запретить продажу на маркетплейсах продуктов дочерних банков. Эльвира Набиуллина отметила, что «дочки» онлайн-платформ «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка». За несколько дней до этого крупные банки, включая Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Т-банк и Совкомбанк, направили председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с предложением запретить маркетплейсам вводить прямые скидки и косвенные формы финансирования покупок, включая бонусные программы, сообщил 20 ноября ТАСС со ссылкой на обращение.
Маркетплейсы предупредили, что реализация инициативы крупных банков может привести к удорожанию товаров для миллионов россиян. В Wildberries отметили, что инициатива ограничит развитие банков маркетплейсов и самих платформ и создаст «негативные долгосрочные последствия для экономики, бизнеса и инфляции». В Ozon подчеркнули, что запрет затронет 85 млн покупателей, особенно в малых городах и селах, где доступность товаров офлайн ограничена. Там обратили внимание, что сами банки продолжают использовать аналогичные скидки и программы лояльности.
В Общественном совете Роспотребнадзора спрогнозировали повышение цен на маркетплейсах на 15-20% для конечных потребителей в случае ограничения скидок. По оценкам специалистов ВШЭ, опрошенных «Известиями», в случае отмены скидок на маркетплейсах товары могут подорожать на 30-35%. По мнению 64% россиян, которые совершают покупки через маркетплейсы, предложение запретить платформам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки является несправедливым, следует из результатов опроса ВЦИОМ.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag