Два взгляда на бюджет

Москва, 04.10.1999
«Эксперт Северо-Запад» №1 (1)

Заседание координационного совета (КС) ассоциации "Северо-Запад", прошедшее в Санкт-Петербурге, продемонстрировало, что Центр и регионы имеют принципиально разные подходы к формированию федерального бюджета на 2000 год.

Центр, похоже, придерживается жестких позиций. Как сообщил первый заместитель министра финансов РФ Алексей Кудрин, суммарный дефицит федерального бюджета на следующий год запланирован в размере 57 млрд рублей. Дефицит этот предполагается компенсировать за счет дополнительных заимствований. Однако для выполнения обязательств, предписанных бюджету рядом законов и федеральных норм, необходимо еще около 500 млрд.

Поскольку изыскать эти средства, видимо, негде, предлагается следующий вариант: приостановить действие тех законодательных актов, которые обязывают нести столь существенные расходы. Причем под сокращение, хотя и временное, подпадают нормативные акты, затрагивающие весьма болезненные сферы: социальное обеспечение, науку и культуру.

Примерно то же самое предлагается сделать субъектам федерации. Разумеется, никто не призывает их заморозить соответствующие местные законы, сэкономив таким образом два-три миллиарда рублей. Но против того, чтобы по инициативе снизу был отменен ряд федеральных норм, накладывающих определенные финансовые обязательства на местные бюджеты, Центр особенно не возражает. Что касается позиции губернаторов, по крайней мере Северо-Западного региона, то восторга ни один не проявил. Вероятно, главы местных администраций предпочитают производить социальные выплаты плохо и нерегулярно, нежели вообще от них отказаться.

Другое нововведение, которым чрезвычайно гордятся федеральные власти, касается грядущего изменения методики предоставления трансфертов (кстати, согласно проекту бюджета, соответствующая статья расходов на следующий год составит 52 млрд рублей). В 2000 году вводится нормативный порядок расчета дефицита бюджетов субъектов федерации и, соответственно, объема государственного вспомоществования. По оценке Алексея Кудрина, это позволит не то что бы унифицировать финансовое положение регионов, но хоть как-то подтянуть их друг к другу.

Такой расклад вряд ли обрадует регионы-доноры, которым придется фактически содержать аутсайдеров. Мнение руководителей авангардных субъектов федерации достаточно удачно обобщил губернатор Петербурга Владимир Яковлев: "Если кто-то до сих пор в резиновых сапогах ходит, что же, всем их носить?"

Еще один постоянный предмет конфликтов Центра и регионов связан с соотношением налоговых платежей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации. В 1999 году в пользу Центра перечисляется 52,7% налоговых поступлений. По проекту федерального бюджета на 2000 год, этот показатель запланирован на уровне 57,9%.

На местах более предпочтительным кажется соотношение "50 на 50". Кроме того, как следует из постановления КС ассоциации "Северо-Запад" от 21 сентября, члены ассоциации считают целесообразным оставлять в региональных бюджетах 100% подоходного налога с физических лиц и снизить долю земельного налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 30 до 20%.

Здесь регионам, похоже, удалось одержать победу. Алексей Кудрин сообщил, что Минфин в принципе готов принять практически равную пропорцию распределения налоговых платежей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации. Но это пока позиция только одного министерства, а не правительства в целом.

Несмотря на все вышеизложенное бюджетные разногласия между регионами и Центром едва ли существенно замедлят процесс принятия бюджета-2000.

Конструктивная, как ее оценивает кабинет министров, позиция депутатов Госдумы (за исключением разве что фракции "Яблоко") позволяет надеяться, что по итогам первого чтения проект бюджета будет отправлен не обратно правительству, а в согласительную комиссию. А это значит, что бюджет на следующий год вполне может быть утвержден до конца года нынешнего.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№1 (1) 4 октября 1999
N01 (1) 4 октября
Содержание:
Реклама