Наследники Минсредмаша

"Концерн Титан-2" несет убытки на строительстве атомных объектов, но получает прибыль, выпуская макароны

Ленинградская атомная электростанция (ЛАЭС) задолжала строительному концерну "Титан-2" уже 3,7 млн долларов. Председатель совета директоров этого холдинга Григорий Нагинский уверен, что всю эту сумму никогда не вернуть. Тем не менее "Титан-2" продолжает строить объекты ядерной энергетики для ЛАЭС и Научно-исследовательского технологического института (НИТИ) в Сосновом Бору (Ленинградская область). ЛАЭС, практически полностью построенная местными строителями-атомщиками, - единственная в России станция, которой не грозит быть в любой момент остановленной: в течение последних восьми лет здесь закончена реконструкция трех из четырех энергоблоков в соответствии со стандартами МАГАТЭ. Все остальные российские АЭС к модернизации еще не приступали. По заказу НИТИ "Титан-2" возводит стенды для испытания ядерных реакторов атомных станций и подводных лодок. Строительство таких объектов рассчитано на три-четыре года, но в Сосновом Бору из-за отсутствия финансирования оно тянется уже более десяти лет. Чтобы не остаться без фронта работ, концерн самостоятельно взял кредит на закупку материалов. Если учитывать долгострой на Северо-Западной ТЭЦ, на убыточное строительство приходится примерно половина общего объема работ, выполняемого "Титаном-2". Но строители не уходят с объектов.

Здесь будут огромные деньги

Оценивая перспективы, глава холдинга упомянул два сценария: или через два-три года все развалится окончательно, или появятся деньги, причем огромные, которые государство будет вынуждено вкачать в объекты ядерной энергетики.

Нагинский действует, ориентируясь на оптимистическую версию развития событий: "Мы занимаем уникальную нишу, уйти из которой было бы крайне недальновидно. Все эти годы мы делали все, чтобы сохранить коллектив уникальных специалистов, и никого не уволили даже в самое тяжелое время. У нас есть настоящие виртуозы. Когда мы работали в Финляндии, финские инженеры были просто восхищены чистотой сварки, которую демонстрировали наши рабочие. Ничего удивительного: работа на атомных объектах, где любое отступление от норматива может привести к аварии, здорово дисциплинирует людей".

В свое время создатели концерна приложили огромные усилия, чтобы объединить под крышей холдинга массу профильных предприятий. В результате "Титан-2" в состоянии выполнить полный цикл строительных механо- и электромонтажных работ - до сдачи "под ключ" объекта любой степени сложности. Основу концерна составили в 1995 году две организации монтажно-строительного управления, МСУ-90 и ОАО "Сосновоборэлектромонтаж", принадлежавшие прежде Министерству среднего машиностроения, где были сосредоточены мощные предприятия и НИИ, работавшие на оборону и атомную энергетику. Затем были созданы "Титанстрой", "Титанстроймонтаж", "Титансантехмонтаж". В концерн влилось крупное автотранспортное предприятие, находившееся к моменту объединения со строителями в крайне бедственном положении. Многие заказчики оценили преимущества работы с крупной универсальной организацией, а не с множеством мелких фирм, вразнобой выполняющих небольшие объемы работ.

Идея холдинга родилась в МСУ-90, где Нагинский работал главным инженером, а затем первым заместителем генерального директора. Он отвечал за приватизацию предприятия.

Пришлось сорвать аукцион

МСУ-90 приватизировалось по так называемому второму варианту: 51% акций - трудовому коллективу, 49% - государству. Когда наступило время аукционов и госпакет был выставлен на продажу, руководители МСУ получили информацию о том, что акции собираются скупить сомнительные, чуть ли не криминальные, структуры. Нагинский признается, что ответные действия были на грани фола: наняли не менее сомнительных личностей, которые сорвали аукцион, устроив если не потасовку, то очень громкую ссору, напугавшую аукциониста. После этого представители МСУ направились в областной Фонд имущества и попросили: сделайте что-нибудь, мы не хотим, чтобы уникальное предприятие попало в негодные руки, чтобы его растащили по кусочкам. Возможно, рассчитывали дать взятку: на нее деньги были, а на покупку акций не хватало. Обошлось без этого, поскольку как раз возникло новое веяние, инвестиционные конкурсы. МСУ предложило инвестпрограмму. При этом не потребовалось никаких дополнительных вложений, так как в финплане МСУ были запланированы средства на строительство нового цеха.

А потом Григорий Нагинский стал "новым русским", скупив у собственных рабочих практически все акции. Сейчас он и его партнер, отвечающий за развитие прибыльных побочных производств, владеют 98% акций. Еще 2% принадлежат 625 мелким акционерам, в том числе 200 пенсионерам - ветеранам предприятия, которые наотрез отказываются расстаться с ценными бумагами, считая, что тогда прекратятся выплаты в фонд совета ветеранов, благодаря которым они получают прибавку к пенсии.

Разные "новые русские"

Не исключено, что сегодняшний владелец концерна скупил акции в нелегком 1997 году, когда задолженность по зарплате достигала четырех месяцев. Не исключено, что скупка акций происходила в обмен на обещание сохранить рабочие места и ликвидировать долг перед коллективом. Во всяком случае, Нагинский выполнил обязательство не дать развалиться предприятию.

Чтобы выплатить долги по зарплате, был предпринят рискованный шаг: взяли кредит в 10 миллионов долларов. Нагинский, понятно, не знал, что последует форс-мажор 17 августа 1998 года. Но ему повезло: кредит был погашен за месяц до кризиса. Впрочем, здесь сыграла роль не только удача, но и скрупулезное соблюдение условий погашения кредита, который достаточно предусмотрительно взяли на короткий срок под реальные скрупулезно просчитанные доходы.

С тех пор 3000 работников концерна регулярно получают зарплату. Средний заработок на предприятии превышает 2200 рублей, что по нынешним временам немало для небогатой Ленинградской области. Дивидендов по акциям Нагинский с партнером и ветераны с пенсионерами не получают: вся прибыль вкладывается в развитие производства. Хозяин "Титана" говорит, что прекрасно осознает, что вторым Березовским ему не стать, поэтому не заводит счетов за границей и живет на зарплату, размер которой не называет: "Мне хватает..." А чтобы остальные тоже чувствовали себя спокойно, в "Титане-2" создали собственную страховую компанию и стали развивать непрофильные доходные производства.

Консервы и макароны

Три года назад купили умирающий Ручьевский рыбоконсервный комбинат, вложили деньги, и сегодня за счет средств комбината построено два рыболовецких судна, которые должны снабжать пищевиков гарантированно свежей качественной рыбой. Уже год работает макаронная фабрика, недавно запустили линию по упаковке орешков, а вскоре будут вводить в строй небольшую фабрику гофрированного картона. По свидетельству Григория Нагинского, только нужда заставила его заняться столь далекой от строительства деятельностью, но теперь, когда все успешно крутится, стало интересно и продавать он ничего не собирается, даже если времена изменятся к лучшему.

Конечно, ставка делается не на одни макароны. Маркетинговая служба обеспечивает концерн неплохими строительными заказами, которые оплачиваются живыми деньгами. Например, большие объемы выполняются на знаменитом пивном заводе им. Степана Разина в Петербурге. Ежемесячный оборот "Титана" достигает 1,5 миллиона долларов.

А ЛАЭС может расплачиваться только киловатт/часами, что и намерена делать, пока в федеральном бюджете не появятся деньги на ядерную энергетику.