- Как бы мы ни смотрели в сторону азербайджанской, казахской или туркменской нефти, совершенно ясно, что месторождения этих республик Россия уже не может рассматривать как потенциальную базу углеводородного сырья для нужд своей экономики, - считает академик РАН Игорь Грамберг (ВНИИ океанологии), признанный специалист по Арктическому шельфу. - Но так же совершенно очевидно, что вечно работать на запасах Поволжской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций невозможно. У России остается только два пути - в Восточную Сибирь и на Арктический шельф. Если учесть, что на шельфе имеются перспективы не только по нефти и газу, но и по полиметаллам и марганцу, а также ряду других полезных ископаемых, величина прогнозируемой извлекательной ценности минерального сырья этой зоны превысит многие триллионы долларов.
Поэтому нас, ученых-геологов, чрезвычайно тревожит то обстоятельство, что в последние годы, несмотря на придание федеральной программе "Шельф России" статуса президентской, финансирование необходимых геолого-разведочных работ практически не ведется. Между тем, не приращивая ежегодно наши запасы, мы рискуем в двадцать первом веке остаться без добычной базы. А ведь за счет таких месторождений, как газовые Штокмановское, Ленинградское и Русановское, нефтяное Приразломное, и ряда других мы можем создать уникальную минерально-сырьевую базу на шельфе арктических морей.
В этом смысле Штокмановское месторождение является особенно значимым. Во-первых, оно относится к категории гигантских. Во-вторых, именно его можно начать осваивать уже сейчас: месторождение находится совсем рядом с теми регионами, которые обладают большим производственным потенциалом и вместе с тем остро нуждаются в газе как наиболее экономичном энергоносителе. В-третьих, сама разработка Штокмана даст мощный импульс развитию промышленности и социальной сферы приарктических областей России.
Наконец, само начало работ на шельфе покажет, что наша страна действительно рассматривает этот бассейн как зону своих стратегических интересов. И наша задача сейчас - застолбить при помощи реальных геологоразведки и добычи площади Баренцева, Карского и других арктических морей.
Иначе за нас это с неизбежностью сделают другие.
Записал Валерий Черницын