ВПК на освоении шельфа

Экономика и финансы
Москва, 29.11.1999
«Эксперт Северо-Запад» №5 (5)

Созданная для освоения Арктического шельфа компания "Росшельф" объединила в рядах своих акционеров крупнейшие топливные компании ("Газпром", "ЛУКойл", "Роснефть"), предприятия ВПК (ЦКБ МТ "Рубин", СПМБМ "Малахит", ЦКБ "Лазурит", Северное машиностроительное предприятие) и власти северных территорий. Совместными усилиями им удалось добиться Постановления правительства от 7 декабря 1996 года, утвердившего Федеральную целевую программу создания высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти и газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики. Авторы программы особо не скрывали, что в деле создания индустрии по изготовлению, монтажу, эксплуатации надводных буровых установок, плавучих кранов большой грузоподъемности, буксиров, транспортных судов, трубоукладчиков рассчитывают на поддержку государства. И действительно, несмотря на полупустой карман российского государства, кое-что из федерального бюджета удалось получить. На эти деньги, а также за счет собственных средств судостроительные конструкторские бюро и научные центры Петербурга и Нижнего Новгорода ведут инициативные разработки по созданию техники, способной функционировать в суровых арктических условиях. С точки зрения технологии перед конструкторами и учеными стоят поистине уникальные задачи, пока не решенные нигде в мире. Вообще-то, стационарные или плавучие буровые установки - вышки для добычи газа и нефти в море - применяются в мире уже много лет. Но одно дело добывать углеводороды в относительно тепличных условиях незамерзающих морей и совершенно другое - в Арктике, где только движущийся паковый лед, толщина которого достигает четырех метров, обеспечивает дополнительное давление на конструкции в сотни тысяч тонн, а материалы должны работать при очень низких температурах - до -50 градусов по Цельсию. Здесь как нигде может быть использован потенциал, накопленный на оборонных предприятиях, в частности при проектировании подводных лодок, широко использовавшихся в условиях арктических морей. Не случайно для проектирования ледостойкой платформы "Приразломная" ее генеральный проектировщик - ведущий мировой специалист по разработке морских буровых английская фирма Brown & Root - была вынуждена привлекать петербургские ЦКБ МТ "Рубин" и ПО "Севмашпредприятие". Как считают специалисты "Рубина", полученный при совместном проектировании с англичанами опыт позволит им в дальнейшем использовать его и в других своих разработках, связанных с освоением Арктического шельфа. Так, для Штокмановского месторождения предложен вариант платформы на натяжных опорах типа TLP с необходимыми конструктивными мероприятиями, обеспечивающими ее ледостойкость. При этом подразумевается, что основным изготовителем платформ станет ПО "Севмашпредприятие".

Сергей Агеев

Новости партнеров

    Реклама