Порты на бумаге

Широко разрекламированные проекты портового строительства в Ленинградской области не реализуются уже много лет

Бухта Батарейная исчезла с медиагоризонта. Словно и не было в июне 1997 года пышной и торжественной закладки первого камня в основание будущего нефтепродуктового портового комплекса, на которую приезжали и тогдашний вице-премьер Владимир Булгак, и бывший в то время первым вице-спикером Госдумы Александр Шохин, и - самое, быть может, главное - президент компании "Сургутнефтегаз" Владимир Богданов. "Сургутнефтегазу" и предстояло построить порт...

Согласно двум президентским указам - "О возрождении торгового флота России" и "О создании транспортно-транзитной инфраструктуры на побережье Финского залива" - здесь должна была возникнуть довольно стройная портовая система. К уже действующему Санкт-Петербургскому морскому порту добавлялись еще три - сухогрузный в Лужской губе, нефтеналивной в Приморске и нефтепродуктовый в Батарейной (все в Ленинградской области - на юге и на севере).

Со скрипом начались кое-какие работы в Усть-Луге. В Приморске не заложили даже камня в фундамент. Как и Приморск, Батарейная зависит от трубопровода, который нужно тянуть к побережью. А этот проект вызывает недовольство местных экологов. В конечном итоге, чтобы успешно преодолеть государственную экологическую экспертизу, приходится соглашаться с обходом Ижорского плато и района Ленинградской АЭС. Проект на глазах дорожает. Его общая стоимость - более 200 млн долларов. Для такой компании, как "Сургутнефтегаз", это не такие уж большие деньги. Однако, как ни странно, и их нет. Вначале Батарейная была специальным правительственным постановлением отнесена к объектам, которые целевым образом финансируются из экспорта нефти. "Сургутнефтегаз" получил квоту в 5 млн тонн. Компания успела вывезти 2,3 млн тонн, но на строительство порта в Батарейной не направила ни копейки.

Затем целевые экспортные квоты были отменены, и остался один выход - кредиты. Представители "Сургутнефтегаза" любят подчеркивать: авторитет компании столь высок, что им ничего не стоит позаимствовать средства у самых известных финансовых структур. Но почему-то этого не делают.

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, который в отличие от своего предшественника Вадима Густова предпочитает высказываться о портовых проектах с большой осторожностью, увязал Батарейную со строительством комплекса глубокой переработки нефти (завода гидрокрекинга) на ПО "Киришинефтеоргсинтез", которое тоже принадлежит "Сургуту". Труба действительно протянется в Батарейную именно из Киришей, оттуда же в основном пойдут нефтепродукты. Цена вопроса здесь приближается к 1 млрд долларов.

Владимир Богданов как-то заявил журналистам: "У компании вообще-то проектов хватает - и новые месторождения, и Киришский гидрокрекинг, и вот еще эта Батарейная. Так что ко всему надо подходить с умом, а то можно замахнуться на все - и ничего не построить". Пока ничего и не построено - ни гидрокрекинг, ни тем более Батарейная. По гидрокрекингу "Сургут" ждет обещанного еще Борисом Немцовым в его бытность вице-премьером режима свободного таможенного склада на время строительства завода. Но правительства в стране меняются, и каждым новым вице-премьеру, министру топлива и энергетики и особенно министру финансов приходится заново доказывать необходимость подобной льготы.