Пластиковые карты - царство демпинга

Обзор рынка пластиковых карт Санкт-Петербурга

С момента августовского кризиса минуло полтора года, и рынок пластиковых карт кардинально изменился, хотя перемены не бросаются в глаза.

Прежде всего изменился состав игроков. Пластиковое поле северной столицы, где ранее властвовали всероссийские гиганты типа "Инкома" или СБС, захватили ведущие петербургские банки. Фактически рынок поделили между собой четверо: Санкт-Петербургский банк Сбербанка России, Промышленно-строительный банк (Санкт-Петербург), банки "Петровский" и "Балтийский". Присутствуют и московские структуры, уцелевшие в кризис, и те, что выросли на обломках лопнувших гигантов: "Альфа", Автобанк, "Менатеп-СПб", Общество взаимного кредита, Гута-банк. Все они могут похвастаться широким ассортиментом пластиковых продуктов и хорошими технологиями. У москвичей пока проблемы с объемами эмиссий. Проще говоря, они выпускают маловато карт для того, чтобы занять лидирующие позиции.

Если посмотреть на ассортимент карт, то ничего оригинального мы сейчас в Питере не увидим. Работа с локальными продуктами - картами, которые обслуживаются в сети только одного банка, - практически сошла к нулю. К российским карточным системам типа "Золотой короны" или "Юнион кард" банки тоже явно охладели. Короче, изобретать велосипед всем надоело, и подавляющее большинство эмитирует карты международных платежных систем: дебетовые Cirrus/Maestro системы Europay или Electron системы VISA; кредитные Eurocard/MasterCard либо VISA Classic.

Примета времени: уверенное преобладание дебетовых продуктов над кредитными. Именно дебетовые карты составляют львиную долю всех сегодняшних эмиссий. Оно и понятно: такие карты проще, дешевле, их можно выдавать без проверки клиента. В основном - и это тоже характерно для сегодняшнего дня - они сейчас выпускаются под зарплатные проекты. То есть не клиент сознательно выбирает пластик, а пластик "спускают" на клиента сверху: через договор банка с предприятием. Промышленно-строительный банк начал в 1999 году 250 новых зарплатных проектов, а всего их у ПСБ сегодня 750. За последнее время банку удалось "окучить" своим пластиком такие именитые компании, как "Невский Палас", пивзавод им. Степана Разина, "Хлебный дом", Завод турбинных лопаток и ряд других. Быстро набирает обороты по зарплатным схемам банк "Петровский", он ведет уже 200 таких проектов. Среди его "оптовых" пластиковых клиентов Морской порт Санкт-Петербурга, Петролеспорт, комбинат "Пекарь", РЖА (районные жилищные агентства) Калининского, Фрунзенского и других районов. У банка "Балтийский" основной зарплатный клиент один - Октябрьская железная дорога. Но этого достаточно, чтобы развивать внушительные обороты по операциям с пластиком.

Сказать, что карты стали дешевле, - это ничего не сказать. По выражению экспертов, на рынке присутствует фактор устойчивого демпинга. Декларируемые тарифы по дебетовым продуктам составляют от 2 до 10 долларов за год, но де-факто действуют договорные, порой значительно меньшие, цены. Случается, что банки выдают под зарплатные проекты "нулевые", то есть бесплатные дебетовые карты. Мотив ясен: надо завоевать как можно больше клиентов. Однако такая стратегия создает напряжение внутри банка. Появляются солидные суммы недополученной прибыли, что в итоге сказывается на общих финансовых результатах кредитной организации. Что с этим делать дальше - пока не понятно. Некоторые банки уже осознали, что после кризиса прошло немало времени и пора бы возвращаться к здоровой ценовой политике. Начали проводить разъяснительную работу с клиентами: мол, господа, бесплатный сыр - это не вполне нормально, не так ли? Но клиент поддается с большим трудом... Так или иначе, демпинг пока сохраняется.

Кредитные карты подешевели меньше - примерно на 10-15% по сравнению с докризисными ценами. В среднем по городу годовое обслуживание VISA Classic или MasterCard стоит нынче 30-40 долларов. Тариф на продукты для VIPов - "золотые" карты систем VISA и Europay - почти не изменился и равен сегодня примерно 100 долларам. Данный сегмент пластикового рынка пострадал от кризиса в наименьшей степени. Соответственно, спрос на элитные карты устойчив.

Ведущие игроки пластикового рынка Санкт-Петербурга активно наращивают количественные показатели. За минувший год все они значительно увеличили и число выпущенных карт, и количество банкоматов и точек обслуживания в торговой сети. Таким образом банки стремились преодолеть спад 1998 года и сейчас у цели: объемы пластикового рынка почти вернулись к докризисному уровню.

Остатки на рублевых карточных счетах клиентов Промышленно-строительного банка достигли 135 млн рублей, на валютных - 3,6 млн долларов. Это один из наилучших результатов по России. К настоящему времени ПСБ выпустил 184,5 тысячи карт. Он стал первым российским банком, получившим специальный диплом от ассоциации VISA. Награда дана за то, что ПСБ удалось эмитировать более 150 тысяч карт VISA. Банк - абсолютный лидер в городе по числу установленных банкоматов: их у ПСБ сегодня 97 - в Петербурге, Москве, Карелии, Киришах.

"Петровский" развивает работу с пластиком чрезвычайно динамично и с лихвой перекрыл собственные показатели 1998 года. Только по зарплатным проектам он ежемесячно выдает от 2 до 5 тысяч новых карт. Всего на данный момент банк эмитировал около 120 тысяч карт для пенсионеров и "зарплатников" плюс примерно 500 дебетовых пластиков для индивидуальных клиентов и 600 кредитных карт. Открыл 37 банкоматов, в течение этого года откроет еще как минимум 40. В ушедшем году "Петровский" стал членом VISA, теперь активно занимает новую нишу. Он уже выпустил около 15 тысяч карт этой системы. Использовать VISA банк планирует не только для индивидуальных любителей пластика, но и для зарплатных схем (до сих пор в этих схемах "Петровский" задействовал только Cirrus/Maestro). В банке уже готовится большой зарплатный проект на основе VISA Electron.

"Балтийский" эмитировал порядка 200 тысяч дебетовых карт и тысячу кредитных. Ежемесячно выдает 5,5 тысячи новых пластиков. Сейчас банк имеет в Северо-Западном регионе 30 своих банкоматов и 50 установит в течение этого года. Он, как и "Петровский", в прошлом году вступил в систему VISA. В данный момент планирует серьезную эмиссию карт на базе VISA для зарплатных схем. Кроме того, "Балтийский" подписал соглашение о сотрудничестве с Diners Club, возрождает отношения с American Express. Так что питерские любители элитного экзотического пластика смогут в 2000 году удовлетворить свои аппетиты.

Что касается дальнейших перспектив рынка, то, видимо, банки постараются преодолеть царящее на этом поле однообразие. Будут диверсифицировать услуги в зависимости от потребностей тех или иных групп клиентуры. Так, "Петровский" разрабатывает три принципиально разные программы работы с картами: для пенсионеров и зарплатников, для среднего класса и для VIPов. Первой, менее обеспеченной, группе будет предложено микрокредитование по картам. Среднему классу - работа карты в накопительном режиме, когда пластик является одновременно чем-то вроде банковского вклада. "Балтийский" попробует охватить клиентуру интернет-магазинов: в данный момент он прорабатывает связанные с этим многочисленные технические вопросы (в том числе сложный вопрос безопасности операций такого рода). ПСБ уже занимается карточным обслуживанием интернет-торговли. Кроме того, не надо забывать, что международные платежные системы активно переходят на работу с чиповыми картами. Нашим банкам не удастся избежать общей тенденции: сегодня практически все они разрабатывают планы постепенного перехода на чиповые продукты. Новым участникам рынка проще приспособиться к этим веяниям. Так, банк "Санкт-Петербург", который только в 1999 году начал активно работать с пластиком, выпускает собственную локальную карту с чипом и планирует постепенно адаптировать ее к чиповым продуктам системы VISA.