Северороссия - наследница Новгородской республики

Тема недели
Москва, 17.04.2000
«Эксперт Северо-Запад» №7 (14)

Северо-Запад - огромная территория, ограниченная Северным Ледовитым океаном, Валдайской возвышенностью, Чудским озером и Уральскими горами, испокон века имела общую, отличную от других русских земель судьбу. Населенная западно-финскими (корела, ижора, весь, водь) и восточно-финскими (вотяки, меря, пермяки, зыряне) племенами, она начала колонизироваться славянами в VIII веке. Кривичи и словене новгородские быстро смешались с преобладающим по численности финским населением.

Суровый климат, оживленные торговые реки, близость к морю выработали на этих землях, вошедших в Новгородскую и Псковскую республики, особый субэтнос, получивший название северных великорусов. Многие исследователи даже считают их отдельным народом. Антропологический тип русских на Северо-Западе скорее финский, чем славянский. Северорусы рослые, сероглазые, часто русые, с несколько сглаженными чертами лица. У финнов северорусы заимствовали массу слов, систему земледелия (подсека), архитектуру больших изб, легкость добрачных связей у молодежи. Северорусы окают и цокают.

Великий Новгород с его отделением исполнительной власти от законодательной, сильным и независимым от Москвы митрополитом, развитой системой самоуправления был ближе ганзейским городам-республикам, нежели авторитарным княжествам волжско-обского междуречья. Хотя и Новгород, и Псков вынуждены были платить дань татарам, сюда не проникла ордынская политическая система, сделавшая Великое княжество Московское типичной азиатской сатрапией.

К началу ХХ века главным и практически единственным промышленным центром Северо-Запада был Петербург и его пригороды (Кронштадт, Сестрорецк, Колпино). Петербургская губерния (ее границы тоже не совпадают с границами нынешней Ленинградской области: в частности, Выборг относился к Великому княжеству Финляндскому, зато в состав губернии входил Гдовский уезд, сейчас Псковщина) имела высокотоварное сельское хозяйство, особенно в прилегавших к Петербургу уездах. Средняя крестьянская семья получала от земледелия 130 рублей в год, а от промыслов в Петербурге - 150.

Олонецкая губерния охватывала юг нынешней Карелии и запад Архангельской области, а столицей ее и тогда был Петрозаводск. Здесь важнейшую роль играли лесное дело (вырубка, вывоз и сплав леса), судоходство и рыболовство. Олонецкая губерния считалась промышленной - в Петрозаводске действовал Олонецкий снарядолитейный завод, несколько сталелитейных предприятий, использовавших местную руду, 11 лесопилок и 191 кожевенный завод. Губерния славилась своим мрамором.

Архангельская губерния занимала огромную территорию, включавшую современную Мурманскую область, север Карелии, Архангельскую область, Ненецкий автономный округ и часть Республики Коми. Большое значение имели судостроение, рыболовство (прежде всего лов трески), здесь били тюленей, рубили и вывозили лес.

Вологодская губерния занимала часть территории нынешней Вологодской области и юг Республики Коми, в том числе и город Усть-Сысольск, современный Сыктывкар. Вологодская губерния была знаменита своим молочным животноводством, прежде всего маслоделием. Вологодское масло составляло основу экспорта губернии. За границу вывозили также сыр, пушнину, рыбу и лес.

Железные дороги к началу ХХ века связывали все губернские центры со столицами. Последняя железная дорога, построенная в 1916 году, соединила Петербург с портом Романовым, будущим Мурманском. Но железные дороги по товарообороту уступали водным путям, как речным, так и морским. В 1898 году первым по товарообороту был Петербургский порт (через него проходило 1,5 млн тонн грузов в год), вторым на Северо-Западе, сильно уступая черноморским и балтийским портам, был архангельский (200 тыс. тонн). По Белому морю перевозили в основном лесные грузы, а из Петербурга везли зерно, главный и традиционный предмет русского экспорта.

Псковская губерния считалась одной из самых отсталых в европейской России. Главным предметом вывоза из губернии были лен и льняные изделия. Один учащийся приходился на 45 жителей губернии (в Ярославской - один на 21 человека, Олонецкой - на 23, Архангельской - на 28, Новгородской - на 27, Петербургской - на 28). Несколько более развитой считалась Новгородская губерния. Ее территория сильно отличалась от современной Новгородской области, включая Тихвин, Череповец, Кириллов. Помимо Николаевской железной дороги через территорию губернии проходила Мариинская водная система, соединяющая бассейны Волги и Невы.

Северо-Запад служил для дореволюционного Петербурга также источником рабочей силы. И хотя среди крестьян-отходников в столице больше всего было выходцев из губерний Верхнего Поволжья, для самих северян Петербург как центр притяжения играл все же определяющую роль.

Выходцы из каждой губернии специализировались в столице на своем промысле. "В Петербурге пскович прежде всего тряпичник и собиратель бытового стекла", - писал о них современник. Жили псковичи на фабричных окраинах Петербурга, прежде всего в Нарвской части. В их расселении важную роль играл "вокзальный" фактор - они предпочитали не слишком удаляться от Варшавского вокзала, на который прибывали поезда из Пскова.

Из Новгородской губернии женщин выезжало больше, чем мужчин. Женщины почитались образцовыми и дешевыми няньками и кормилицами. Мужчины же заняты были в основном на фабриках и заводах. Единственное исключение - осташи, жители Осташковского уезда Новгородской губернии. Север Осташковского уезда богат озерами, входящими в систему Селигера. Поговорка гласит: "Где лужа - там осташ". Здешние крестьяне традиционно занимались больше рыболовством, чем земледелием. Именно из этих краев были 1165 рыбаков-промышленников, занимавшихся рыбной ловлей в столице. Как правило, осташи делили занятие рыбацким промыслом между Селигером и Невой: лето проводили в родных местах, а с конца октября до начала весны (а иногда вплоть до июня) промышляли в Петербурге или Кронштадте.

Вологжане были активны в трактирном промысле. Особенно распространен был трактирный отход в Петербург в Грязовецком уезде Вологодской губернии. В 1866 году крестьянам уезда принадлежало в Петербурге 4 трактира, 14 питейных заведений, 8 съестных лавок. В 1869 году по числу занятых в трактирном промысле вологжане уступали только ярославцам и тверичам. В 1890 году, согласно справочнику Петербургской купеческой управы, в столице числилось уже 17 трактировладельцев из Грязовецкого уезда (в основном из самого Грязовца, а также из Ростиловской и Семенцовской волостей).

Архангелогородцы работали кровельщиками и докерами. Петербургская губерния поставляла полотеров, извозчиков, огородниц. Но особенно преуспевали в столице олончане. Из Олонецкой губернии отходники отправлялись почти исключительно в Петербург. Сюда шли столяры, сапожники, башмачники, портные, каменоломы, каменотесы, мраморщики, стекольщики.

Олончане в значительной степени контролировали в столице торговлю обувью. Перепись 1869 года показывает, что они составляли половину всех крестьян-содержателей лавок (24 из 46, всего лавок было 91). В 1908 году из 206 владельцев обувных лавок Петербурга 39 были членами Олонецкого благотворительного общества. Из обувщиков выделялись апраксинец, 1-й гильдии купец Тунцов и братья Михаил и Петр Малафеевы с Ново-Александровского и Апраксина рынков. Крупнейшими в городе торговцами кожи были в начале века олончане Ф. З. Баженов, владелец пяти доходных домов, братья Тарасовы, владевшие тремя магазинами на Петроградской стороне и хозяин фешенебельных магазинов на Невском Трегубов.

В то время совершенно очевидно шел процесс формирования Северо-Западного экономического региона, который, если бы индустриализация России не была прервана революцией, мог привести к образованию мощного комплекса. Видимо, эту перспективу заметили и большевики, которые после прихода к власти объединили губернии Северо-Запада в так называемой Северной коммуне (Союз коммун Северной области), включавшей в свой состав все вышеперечисленные губернии. Хотя формально Северная коммуна была упразднена в 1919 году, вплоть до середины 30-х годов партийное руководство оставалось единым. И возведение Беломорканала, и строительство Кировска и Апатитов направлялось из Смольного.

У партнеров

    Реклама