Региональные ассоциации - путь развития России

Нынешнее административное деление России не отвечает потребностям управления страны. А вот ассоциации экономического взаимодействия - в частности ассоциация "Северо-Запад" - могли бы стать прообразом перехода на новое территориальное деление страны, более подходящее современным реалиям. Но для этих групп нужно создавать соответствующее правовое поле.

Первые основы нынешнего территориально-экономического деления страны закладывались еще при составлении плана ГОЭЛРО. Тогда вся территория СССР была разделена на 22 экономических района (Российскую Федерацию разбили на 11 частей). Тогда же родилась и первая концепция регионального развития. По плану ГОЭЛРО экономические районы задумывались как объекты управления и планирования, но впоследствии они стали всего лишь объектами прогнозирования макроэкономических пропорций. Сегодня же эти территории используются для статистического анализа и, по сути, не имеют никакого экономического значения.

Существующая сетка деления неадекватна нынешней ситуации - последний раз она пересматривалась до войны. Тогда ставилась цель создания автаркии экономических районов по принципу функционирования отсеков подводной лодки (если один район по каким-то причинам выпадает из экономики страны, то все остальные сохраняют способность действовать вполне синхронно). Идея была всем понятна: Советский Союз жил во враждебном окружении и должен был быть готов к любым поворотам судьбы. Но времена-то изменились. России необходимо интегрироваться в международное сообщество, а сохранившаяся с конца 30-х годов территориальная разбивка этому явно не способствует.

"Что было бы, если бы мозг управлял телом пятидесятилетнего человека, имея информацию о характеристиках организма новорожденного ребенка?" - спрашивает директор санкт-петербургского Института региональной экономики и управления Рифад Исляев. И тут же отвечает: "Едва ли он поступал бы адекватно. Так и с нашей страной. Ситуация, когда органы центральной власти пытаются найти взаимопонимание сразу с 89 субъектами федерации, не позволяет не только оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку, но и вообще хоть как-то воздействовать на многие процессы, происходящие за пределами Садового кольца в Москве". Для одной головы 89 блоков противоречий слишком много. Как реакция на низкую управляемость развитием территорий в пореформенной России и возникли нынешние ассоциации экономического взаимодействия.

Однако, отмечает Рифад Исляев, жесткая перекройка административно-территориального деления страны не обойдется без "большой крови". Достаточно вспомнить историю совнархозовской, или, как ее еще называли, "косыгинской", реформы 1957-1965 годов. Тогда для оптимизации управления территориями было решено примерно на две трети уменьшить количество АССР, областей и краев. Сокращению подлежали почти 100 территориальных образований. Потерять работу могли до сотни секретарей обкомов и весь их многочисленный аппарат. Естественно, что подобные планы встретили отчаянное сопротивление на местах, и реформа захлебнулась.

Не менее показателен постперестроечный пример Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Более пяти лет обсуждается вопрос об их объединении, но движения нет. Если эти два родственных региона, представляющие собой единый хозяйственный комплекс, где даже администрации сидят в соседних зданиях, никак не могут договориться друг с другом, то что же говорить о других административных образованиях? Словом, административный путь укрупнения территорий ведет в тупик.

Альтернативой могли бы стать ассоциации экономического взаимодействия территорий с мягкими правилами членства. Недаром, будучи премьер-министром российского правительства, Евгений Примаков заявил как-то, что ему гораздо удобнее обсуждать общегосударственные и местные проблемы не с руководителями отдельных регионов, а с организациями, которые объединяют территории как по географическим признакам, так и по экономическим интересам. Низкую управляемость федерацией успел отметить и вновь избранный президент Владимир Путин.

Таких демократичных ассоциаций, в общих чертах повторяющих границы экономических районов, возникло уже восемь. А некоторые субъекты федерации участвуют одновременно в двух ассоциациях. В частности, Кировская область, находясь в Волго-Вятском экономическом районе, является также членом ассоциации "Северо-Запад".

Однако одно дело создать ассоциации, а другое - заставить их работать. В том виде, в каком они существуют сейчас, считает Исляев, они работать не будут: "Когда этот ребенок родился, его не научили ни говорить, ни ходить". Чтобы изменить положение дел, ассоциации необходимо встроить в систему взаимоотношений "регионы-центр", "регионы-регионы". Созданные для лоббирования интересов групп регионов перед центром, они пока так и не стали полноправными участниками системы управления государством. Уставы, на основании которых они строят свою работу, остаются не более чем внутренним документом, с которым власти считаются постольку, поскольку конкретные региональные ассоциации поддержаны конкретными губернаторами. В то же время очевидно, что в случае эффективного решения не надо будет административно ломать существующее региональное деление, а различия в административной и экономической разбивке территорий не будут служить препятствием в объединении и развитии страны.