ЗАТО против Минфина

15 мая 2000, 00:00
  Северо-Запад

Несколько лет назад правительство РФ предоставило 39 закрытым территориальным образованиям значительные налоговые поблажки, рассчитывая облегчить вхождение в бизнес бывшим "почтовым ящикам" отечественного ВПК. И заодно отчасти помочь местным администрациям пополнить доходную часть бюджетов. Однако позднее, проведя выборочные проверки, Минфин обнаружил: вышло совсем не так, как хотели. Предприятия охотно регистрируются в отечественных "офшорах", поскольку уровень льгот там нередко превышает 99%. Но инвестировать деньги в городскую инфраструктуру и создание новых рабочих мест не спешат, предпочитая с выгодой для себя действовать в других регионах. Минфин счел, что федеральный бюджет понес колоссальные и неоправданные потери. По мнению заместителя министра финансов Сергея Игнатьева, в 1998 году они составили 15 млрд рублей, в прошлом году - около 60 млрд, а в текущем, если не пресечь порочную практику, они достигнут уже 150 млрд. Поэтому в адресованном правительству письме замминистра предложил поручить федеральным налоговым органам вместе с МВД провести комплексную проверку организаций, получавших в 1998-1999 годах максимальные налоговые льготы, и компаний, чьи налогооблагаемые обороты осуществлялись через эти организации. А в продолжение темы - отменить действующие льготы по акцизам, НДС и платежам, зачисляемым в целевые бюджетные фонды, по всем прочим налогам ограничившись льготой максимум в половину действующей ставки.

Ответом со стороны ЗАТО стала всероссийская конференция в Североморске, куда со всех концов страны съехались представители четырех десятков работающих на Минатом и Минобороны городов. В качестве основных слушателей были приглашены депутаты Госдумы, члены Совета федерации, ответственные работники министерств. Надо заметить, что финансовое ведомство не просто предложило сократить льготы, но увеличить взамен размеры дотаций и субвенций из федерального бюджета - как раз на сумму выпадающих доходов. Казалось бы, достойный компромисс - ведь особых оснований жаловаться на финансирование у ЗАТО сегодня нет. В частности, все шесть расположенных на территории Кольского полуострова оплотов обороны финансируются хотя и с опозданием, но в завидном для прочих субъектов федерации объеме - 90-97%. На текущий год плановая сумма дотаций мурманской "шестерки" составляет 922 млн рублей. К слову, это втрое больше, чем получит вся остальная Мурманская область. А соотношение населения "закрытых" и "открытых", между прочим, один к десяти.

Но, по мнению глав ЗАТО, нынешняя методика расчета дотаций совершенно не учитывает хронической, многомесячной задолженности федерального бюджета единственным и основным кормильцам ЗАТО - предприятиям, обслуживающим оборонные нужды. Например, все четыре гиганта военного судоремонта Мурманской области не получают денег за выполненные заказы по 8-10 месяцев. Мультипликативный эффект просчитать несложно: астрономические долги предприятия перед бюджетом, бюджета перед бюджетниками, населения перед коммунальщиками, коммунальщиков перед энергетиками и так далее - вплоть до закупки топлива и мазута на десятимесячную зиму по затратным зачетно-вексельным схемам. Поэтому ни налоговый секвестр, ни более мягкое предложение Минфина РФ - осуществлять финансирование под присмотром казначейства или уполномоченного банка - администрации ЗАТО не устраивает.

Инициаторы конференции считают, что о каких-либо компромиссах можно будет говорить лишь в единственном случае - если будут приняты меры государственной поддержки предприятий Минобороны, выполняющих военный заказ.

Так что пока трудно судить, насколько полюбовным получится компромисс. И какая бумага окажется в конце концов более действенной - "ябедное" письмо Минфина или слезное послание делегатов конференции в адрес законодателей, среди которых ЗАТО располагают мощным лобби.