Нужны дотации?

Тема недели
Москва, 15.05.2000
«Эксперт Северо-Запад» №8 (15)

Завод "Парнас-М" - одно из самых быстрорастущих предприятий Петербурга. Вырвался в лидеры мясной отрасли города буквально за несколько лет, оттеснив мощного конкурента - старейший питерский мясокомбинат "Самсон". Еще до 1997 года доля "Самсона" на петербургском рынке мясопродуктов примерно вдвое превышала долю "Парнаса". Сейчас же "Парнас-М" занимает 25-30% рынка против примерно 20% "Самсона". Он также лидирует по объемам производства, выпуская в среднем 80 тонн продукции в сутки (суточный объем "Самсона" - 50-70 тонн).

Но конкуренты не позволяют лидеру расслабиться. По нашей информации, "Самсон" получил серьезную подпитку от московских финансовых структур и в ближайшее время сделает рывок. Чтобы остаться на вершине, "Парнасу-М" надо развивать новые проекты и осваивать новые территории. Именно поэтому он активно продвигается в Ленинградскую область - купил три областных пищевых завода и управляет еще двумя. В сферу интересов "Парнаса-М" попали аграрные хозяйства - там он планирует выращивать скот.

Завод осваивает сельское хозяйство по принципу "торопись медленно". К аграрным проектам, говорят его представители, надо подходить крайне осторожно: на этом поле много мин-ловушек.

- Мы приобрели контрольные пакеты трех мясоперерабатывающих заводов в Ленинградской области: Тихвинского, Лужского и Волховского, - рассказывает заместитель генерального директора "Парнаса-М" Юрий Щербаков. - Кроме того, нашими стратегическими партнерами стали Лужский комбикормовый завод и лужский "Белкозин". Мы не владеем их акциями, но оказываем финансовую поддержку и помощь в управлении.

- Что имеется в виду под "помощью в управлении"? То, что на Лужский комбикормовый и на "Белкозин" вы поставили своих директоров?

- На все предприятия, с которыми начинаем работать, мы ставим директорами своих менеджеров. Наш завод чрезвычайно осторожно относится к любым финансовым затратам, каждую копейку считаем. Мы можем выделить деньги только человеку, которому абсолютно доверяем и которого способны стопроцентно контролировать. Кроме того, наши менеджеры активно ищут новые пути развития предприятия и этим выгодно отличаются от старых директоров. Помимо заводов имеем целый ряд постоянных партнеров среди областных аграрных хозяйств. Частично снабжаем их кормами - с помощью Лужского комбикормового завода, например, - а взамен получаем сырье для своего производства. Но мы планируем пойти дальше. Собираемся сами выращивать скот в хозяйствах области. Конечная цель - создать собственную сырьевую базу. Сейчас "Парнас-М", как и все российские мясопереработчики, работает в основном на импортном сырье. Его доля в нашем производстве - восемьдесят процентов. Такая ситуация, конечно, ненормальна.

- Каким будет экономический эффект для предприятия, если вы станете работать на российском сырье? Насколько снизится себестоимость продукции, улучшится качество?

- Эффект будет отрицательным. Российское сырье примерно в два раза дороже импортного. Германия, Голландия, Дания продают нам мясо по двадцати семи-тридцати одному рублю за килограмм, в то время как хозяйства Ленобласти предлагают его в среднем по пятьдесят рублей. К тому же импортное сырье является стандартным по всем параметрам - плотности мяса, культуре забоя и так далее, а качество отечественного оставляет желать лучшего.

- Сначала вы говорите, что планируете создавать собственную сырьевую базу, а потом - что импортное сырье лучше местного и полностью вас устраивает. Непонятно!

- Здесь нет парадокса. Нас устраивает западное сырье сегодня, но не устроит завтра. По моим ощущениям, зарубежные поставщики при работе с российскими пищевыми предприятиями сейчас сознательно занижают цены, идут на временные убытки. Это делается для того, чтобы накрепко привязать нас к себе. Позже, когда наше сельское хозяйство развалится окончательно, они взвинтят цены как минимум вдвое. И этот час, похоже, близок... Таким образом, собираясь растить бычков, мы думаем о будущем. Закладываем основы стабильного развития предприятия на долгие годы вперед. Без возрождения отечественного сельского хозяйства будущего у пищевых предприятий нет, это очевидно.

- "Парнас-М" покупает совхозы, где должны расти его бычки? Или берет их в управление?

- Проект в стадии проработки. Ведутся активные переговоры - как с хозяйствами, так и с правительством Ленобласти; просчитываются бизнес-планы. Торопиться здесь нельзя. Мы не хотим повторить судьбу "Омского бекона", который скупил целый ряд аграрных хозяйств в своем регионе, а теперь оказался на грани разорения.

- А почему так опасно покупать аграрные хозяйства?

- Во-первых, остро не хватает менеджеров, которые способны этими хозяйствами грамотно управлять. Во-вторых, по нашим подсчетам, требуется колоссальный объем финансовых вложений. Племенное стадо в Ленобласти находится в плачевном состоянии. А это значит, что надо давать хозяйствам деньги не только на корма, но и собственно на закупку племенных быков. В итоге получается: чтобы окупить вложения, нам придется самим себе продавать мясо по пятьдесят рублей. Такая перспектива "Парнасу-М", мягко говоря, не очень нравится.

В данный момент мы как раз думаем, как решить эти проблемы; ищем оптимальные способы реализации проекта. Но, по большому счету, необходимы государственные дотации, которые выделяются для сельского хозяйства во всем мире. В конце концов, возрождение сельского хозяйства - государственная задача. Пищевой бизнес не может и не должен решать ее в одиночку.

- Заняться сельским хозяйством в других регионах страны не планируете? Например, ваш московский конкурент, "Черкизовский", имеет около пятнадцати аграрных комплексов по всей России.

- Наш завод будет работать только в Ленинградской области. Мы - патриоты своего края. И этот край, кстати, нас ценит. Недавно областное правительство провело большое совещание в Луге. Там много говорили о положительной роли "Парнаса-М". Лужский район, где у нас три завода-партнера (перерабатывающий, комбикормовый и "Белкозин"), улучшает показатели. Расширять работу с "Парнасом-М" планируют Волхов и Тихвин. Заинтересовался перспективами сотрудничества Ломоносовский район. Замечу, что наши планы в области связаны не только с "мясной тематикой". Будем, видимо, развивать новые направления производства.

- Начнете, как ваш ближайший конкурент "Самсон", выпускать водку?

- Подобные предложения от администраций районов области поступали. Правда, нам предлагали поучаствовать в управлении не водочным, а пивным производством. Однако "Парнас-М" принципиально уходит от алкогольной тематики - ни водку, ни пиво выпускать не будем. Когда я говорю о "немясных" проектах в области, я имею в виду наше участие, допустим, в легкой промышленности, или в строительной индустрии, или в чем-то еще... Конкретнее скажем чуть позже.

P. S.: "Эксперт" спросил вице-губернатора области Юрия Голохвастова, может ли "Парнас-М" при реализации своих аграрных проектов рассчитывать на дотации со стороны региона. Ответ был отрицательным. Область дотирует только те хозяйства, которые поставляют сырье ее же, областным, перерабатывающим заводам. Тем не менее Юрий Иванович надеется, что проект "Парнаса-М" по созданию единых технологических цепочек с областными совхозами стартует в течение года. По планам, в этих цепочках примут участие пять-шесть аграрных хозяйств.

У партнеров

    Реклама