Союз франшизы и фирмы

29 мая 2000, 00:00
  Северо-Запад

Президент НК "ЛУКойл" Вагит Алекперов отвечает на вопросы "Эксперта"

- Вагит Юсуфович, результаты деятельности "ЛУКойла" в Санкт-Петербурге на фоне ваших заявлений предыдущих трех-четырех лет выглядят более чем скромно. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в городе работают всего четыре ваши автозаправочные станции и еще пять в Ленинградской области и Карелии. Другие компании активно строят новые АЗС. Каким путем пойдете вы?

- Мы очень рассчитываем на франчайзинг, потому что именно в нем видим резерв развития и нашей, и вообще всякой розничной сети. По-моему, не очень нормально, когда в одном лишь Петербурге количество владельцев стационарных АЗС приближается к пятидесяти. Столько, на мой взгляд, было бы достаточно для всего Северо-Западного региона. И то, я думаю, меньше - тридцать-сорок. Наверняка так и получится. Причем я убежден, что подавляющая часть станций будет работать под марками вертикально интегрированных компаний. Так во всем мире. По этому пути "ЛУКойл" идет в Москве, где уже в текущем году около ста семидесяти автозаправочных комплексов будут работать под нашими марками. То же будет в Санкт-Петербурге и других регионах. Для меня очевидно, что это оптимальная система: у мелких частных инвесторов есть средства, они имеют очень неплохую маржу, знают обстановку на местах, они гораздо гибче такой огромной структуры, как, например, "ЛУКойл", которому просто технически сложнее принимать инвестиционные решения - открывать или нет ту или иную АЗС, мойку, кафе и тому подобное. Но зато "ЛУКойл" самим фактом предоставления своей марки гарантирует поставки топлива и его качество.

Сейчас, конечно, существует "дикий" топливный рынок, и в Петербурге в частности. Фирмы, которые могли бы стать нашими партнерами, еще не очень видят перспективу развития рынка. Но, уверен, они очень скоро все поймут.

Впрочем, сказанное мной не означает, что мы отказываемся от строительства собственных автозаправочных комплексов. Мы непременно будем их строить, однако наша цель - создать систему взаимодополняющих франчайзинговых и фирменных станций.

- ООО "ЛУКойл-Северо-Западнефтепродукт" - фундамент этой системы? И еще вопрос: вы не боитесь "залезать" в не свои регионы?

- Принимая решение о "ЛУКойл-Северо-Западнефтепродукте", мы исходили из того, что надо создать формулу не для одного Северо-Запада, а для страны в целом и для работающих в ней компаний. Пора переходить от узкорегиональных поставок нефтепродуктов к формированию развитой межрегиональной системы. Задача эта очень непростая, но ее решение позволит, как мы полагаем, значительно оптимизировать систему управления персоналом в каждом конкретном регионе.

Записал Валерий Черницын