Открытое "Послание"

Национальные особенности российской документалистики

"Послание к человеку" - единственный в России конкурсный показ документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов. В этом году у фестиваля юбилей - он проводится в десятый раз. "Послание" возникло в перестроечные времена, когда советские документалисты решили отделиться от Московского МКФ и существовать самостоятельно. Генеральным директором назначили режиссера Михаила Литвякова, который руководит "Посланием" по сей день. В 1994 году регламент изменился, фестиваль распространил сферу своих интересов на короткометражные и анимационные картины и стал проходить ежегодно. В минувшие годы на "Послании" проходили ретроспективы Орсона Уэллса, Алена Рене, Лео Гурвица, многие его лауреаты получали призы на престижных заграничных фестивалях, а некоторые даже удостоены "Оскара".

Сейчас в рамках фестиваля проводятся три конкурса: основной международный, конкурс дебютов и национальный "Документальное кино России". Победители получают "кентавров", выполненных по рисунку Нади Рушевой. В этом году отборочная комиссия, которой руководит режиссер-документалист Виктор Семенюк, просмотрела рекордное количество фильмов - около 1000 работ из 52 стран - и выбрала примерно полторы сотни для конкурсного показа.

Среди гостей два известных в мире кино человека - это Годфри Реджио (председатель жюри основного конкурса) и Збиг Рыбчински (председатель жюри конкурса дебютов). Американец Реджио, человек неординарной судьбы (в юности готовился стать монахом), сделал всего несколько фильмов, но эти поэтичные картины с музыкой композитора-минималиста Филиппа Гласса сразу сделали его классиком кинодокументалистики. Помимо занятий кино Реджио ведет активную общественную деятельность. Збигнев Рыбчински - поляк, эмигрировавший в США. Он известен не только фильмами (анимационный фильм "Танго" получил в 1983 году "Оскара"), но и многочисленными клипами. Рыбчински работал с Миком Джаггером, Лу Ридом, Йоко Оно и др. Его новаторские технологии стали одной из главных составляющих того, что сейчас принято называть стилем MTV.

Очевидный вроде бы фаворит основного конкурса - "Buena Vista Social Club" Вима Вендерса. Эта документальная полуторачасовая картина о группе пожилых джазменов уже получила добрый десяток призов, в том числе главную европейскую награду "Феликс" (на "Оскаре", правда, ее почему-то прокатили). Абстрагироваться от полученных наград и от авторитета режиссера, который, несмотря на последние неудачи, сохраняет имидж одного из лидеров мирового кинопроцесса, жюри будет нелегко. Надо, правда, заметить, что "Буэна Виста" - далеко не лучшая работа Вендерса в жанре документалистики. В этот раз он почти полностью исключил субъективный подход к материалу, столь удачно использованный, например, в "Токио-Га". Это обычный музыкальный фильм: старенькие мастера латинского джаза, в основном кубинцы, рассказывают о себе на фоне улиц Гаваны, и эти нехитрые рассказы перемежаются музыкальными номерами, снятыми в студии и на концертах в Амстердаме и Нью-Йорке. Есть еще, правда, в этой компании Рай Кудер, известный гитарист, записавший саундтреки к фильмам Вендерса "Париж, Техас" и "Конец насилия". Музыка в фильме замечательная, но критики говорят, что лучше купить компакт-диск и не ходить в кинотеатр. Пожалуй, они не так уж далеки от истины.

Серьезными претендентами на победу могут стать Кира Муратова с игровой короткометражкой "Письмо в Америку" и ярославский самородок Александр Петров с оскароносным мультфильмом "Старик и море".

Свою новую работу "Болдинская осень" предоставил для показа Александр Рогожкин, автор столь популярных в народе "Национальных особенностей". На этот раз режиссер снял коротенькую комедию об особенностях национальной интеллигенции. Симпатичный господин, с бородой и в очках, едет на электричке за город, выходит в поле и начинает, почесывая затылок, писать в записную книжку: "жизнь - говно", "семья - говно", "природа - говно" и т. д., пока не доходит до Бога. На отборочном конкурсе фильм мало кому понравился, но зрительский успех ему обеспечен.

Продолжение исторической серии снял Сергей Овчаров (первая в этой серии анимационная картина "Фараон" с участием настоящих актеров, напомним, получила массу восторженных оценок). Фильм называется "Приключения Геракла", и он сделан, пожалуй, даже виртуознее "Фараона". Овчаров продолжает заигрывать с народом - место Николая Фоменко теперь заняли совсем уж одиозные Стоянов и Олейников в ролях Зевса и Геры соответственно. Еще один явный претендент на зрительские симпатии.

В конкурсе дебютов советуем обратить внимание на работу студентки ВГИКа Натальи Погоничевой "Как я провела лето". Эта неожиданно лихо снятая, озвученная и смонтированная лента - ядовитая пародия на прекраснодушные фильмы наших шестидесятников. Говорят, что учителя Погоничевой, Соловьев и Рубинчик, чуть не выгнали ее за это из института.

Но если с международным конкурсом и конкурсом дебютантов проблем не ожидается, то российская документалистика - практически не стихающая головная боль организаторов. Конкурс неизменно заканчивается скандалом: то жюри жалуется, что из такой халтуры и выбрать нечего, то лауреаты закатывают истерики. Поскольку фестивальный любимец Виктор Косаковский свою новую картину отпечатать не успевает, наиболее высокими представляются шансы "Трассы" Сергея Дворцевого, обладателя "Золотого кентавра" за фильм "Хлебный день". Главным судьей документалистов будет Сергей Мирошниченко.

Помимо конкурсной программы состоятся ретроспективные показы Годфри Реджио и Збига Рыбчински, подборка модного иранского кино, показы немецкой документалистики и работ швейцарской киношколы, лучшие фильмы, снятые за последние годы в мастерской Владимира Хотиненко. Фестиваль готовы принять четыре кинотеатра - "Аврора", "Родина", "Свет", "Художественный" - и некоторые клубы.

В целом можно не сомневаться, что юбилейное "Послание" будет по крайней мере не хуже предыдущих. Что касается будущего, то Семенюк предпочитает цитировать название прошлогоднего обладателя гран-при - "Жизнь в тумане".