На топливном рынке все спокойно

Цены на нефтепродукты пока расти не будут

Жителей Санкт-Петербурга можно поздравить: апокалиптические прогнозы о неизбежном повторении прошлогоднего кризиса на рынке нефтепродуктов не оправдались. Начиная с Нового года цены на основные марки моторного топлива А-92 и А-76 стабилизировались и даже слегка снизились. Петербург встречает лето на уровне цен сентября 1999 года.

Несбывшееся пророчество

В феврале текущего года предать гласности неблагоприятный прогноз на предстоявшую весну взялся тогдашний президент Петербургской топливной компании (ПТК) Владимир Смирнов. "Надо четко осознать, в каком геоэкономическом положении находится Санкт-Петербург, - сказал он. - Ближайший к городу нефтеперерабатывающий завод 'Киришинефтеоргсинтез' строился как предприятие, ориентированное в основном на выпуск темных нефтепродуктов. Роль поставщиков более высокотехнологичной топливной продукции для примыкающего к Балтике региона отводилась в советское время литовскому Мажейкяйскому НПЗ, а также белорусским заводам в Новополоцке и Мозыре. Ныне нефтепродукты с этих заводов буквально 'золотые'. Глубина же переработки на ПО 'Киришинефтеоргсинтез' ('КиНеф') - пятьдесят два-пятьдесят пять процентов, что не укладывается в стандарты топливного производства. Но самое главное, объемы выпуска светлых нефтепродуктов (даже при нынешней, очень высокой, загрузке мощностей предприятия) не позволяют говорить о Киришском заводе как о 'базовом НПЗ Северо-Запада'. Одному только Петербургу требуется в месяц около ста двадцати тысяч тонн моторного топлива, а из полутора миллионов тонн нефти, что сейчас ежемесячно перерабатывает 'КиНеф', дай бог, если триста тысяч тонн выйдет светлыми. Какой путь изберет топливо далее, зависит уже не от технологических параметров и мощностей завода, а от макроэкономики".

"Киришинефтеоргсинтез", за спиной которого стоит "Сургутнефтегаз", ничем, по большому счету, не обязан ни Санкт-Петербургу, ни Северо-Западному региону (за исключением разве что Ленинградской области, в бюджет которой он платит налоги - до 60%). И если предприятию предлагают экспортные контракты, то, наверное, странно было бы ожидать, что оно откажется от них. Так и происходит - значительную часть нефтепродуктов НПЗ отправляет за кордон.

Ситуация осложнялась тогда еще и тем, что многие операторы ориентировались на поставки из Киришей. А Петербургская топливная компания, действующая под патронажем городской администрации, до сих вынуждена брать топливо на "КиНефе", при том что киришские цены немилосердны.

От дефицита спас "левый" бензин

Рассуждения Смирнова логичны, и все же он ошибся. Почему? Прежде всего потому, что операторы, в первую очередь оптовые, за минувший год диверсифицировали каналы поставок. На Киришах, в конце концов, свет клином не сошелся, есть великая русская река Волга, берега которой усеяны многочисленными НПЗ. Поволжье и выручает: топливо поставляют ярославские, самарские, саратовские заводы, нижегородский "Норси". Везут также из Уфы, Рязани, Ухты и Перми. Во всяком случае весной через резервуары нефтебазы "Ручьи", обеспечивающей поступление более 80% моторного топлива в Санкт-Петербург, проходило не более 30% киришской продукции.

В конце мая публике был представлен "ЛОТоС" - Ленинградский областной топливный союз. Его учредителями выступили санкт-петербургские фирмы "Фаэтон", "Арис", "Велиор" и информационно-аналитическая служба "Купол" (для них в свое время создавался Нефтяной клуб Санкт-Петербурга).

Президент "ЛОТоСа" (он же президент "Фаэтона") Владимир Хильченко, поясняя смысл и цель нового объединения, заявил: "Мы образовываем союз в том числе и для того, чтобы создать в регионе условия для торговли качественным топливом. Нам совершенно непонятно, как могут расти оптовые цены, в частности на дизельное топливо и семьдесят шестой бензин, а разница между отпускной и розничной ценой составляет в лучшем случае тридцать копеек. Так не бывает".

По данным экспертов "ЛОТоСа", около 70% бензина, продающегося в Ленинградской области, не произведено на НПЗ. То есть горючее, конечно, где-то каким-то заводом выпускается, однако поставляется целевым порядком, например в воинскую часть, по льготным ценам, но до формального получателя не доходит, а попадает на коммерческие станции. Кроме того, АЗС берут также бензин, полученный из прямогонной фракции или газоконденсата путем добавки кустарным способом тетраэтилсвинца. В этих двух факторах, по мнению г-на Хильченко, и кроется разгадка стабильности поставок и относительной дешевизны топлива, которое сейчас продается в Ленинградской области. Скорее всего ценовая обстановка на питерском топливном рынке в ближайшее время, несмотря на летний рост спроса и появление "ЛОТоСа", заинтересованного в переменах, в ближайшее время не изменится.