Надо больше доверять

Как преодолеть дефицит профессиональных менеджеров

Экономический рост, в частности, зависит от способности экономики наиболее эффективно использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Что, в свою очередь, зависит от умения управляющих управлять. Проблема в том, что по-настоящему грамотных, а главное, имеющих практические навыки работы в непростых российских условиях менеджеров не так много. Но даже самому выдающемуся менеджеру для управления крупной хозяйственной единицей требуется команда высококлассных специалистов. Такие команды на рынке труда большая редкость. Решением проблемы грамотного управления отчасти могла бы стать передача бизнеса в доверительное управление.

В настоящее время в России самый распространенный способ управления промышленными предприятиями - назначение наемного директора. Следующий по популярности вариант - наемный директор, являющийся одновременно и акционером предприятия. Третий вариант, крайне редкий в современной России, - аренда промышленного предприятия как единого имущественного комплекса. Случаи же передачи предприятия в доверительное управление вообще единичны, хотя еще с 1996 года, когда вступила в действие вторая часть Гражданского кодекса, эта форма отношений между собственником и управляющим юридически закреплена.

Существует несколько факторов, препятствующих распространению практики доверительного управления в России. Во-первых, его новизна: нам легче поступать так, как мы привыкли это делать. Во-вторых, большинство собственников с недоверием относится к институту управляющих вообще. Проще говоря, собственники зачастую боятся доверить свое имущество кому-либо просто потому, что опасаются показать, что это имущество у них есть.

И все же отдельные прецеденты практики доверительного управления уже имеются. Пока, правда, эта форма отношений встречается применительно к отдельным видам активов - ценным бумагам (операции на открытых рынках) или недвижимости (офисы и гостиницы) - и не охватывает крупные и средние промышленные предприятия. Но со временем потребность в грамотном, результативном и лояльном управлении сформирует спрос на доверительных управляющих и у них.

Мировая практика показывает, что есть по крайней мере несколько основных мотивов, по которым собственники прибегают к услугам доверительного управляющего:

- необходимость вывести предприятие из тяжелого финансового, коммерческого и социального положения (антикризисное управление, переориентация деятельности, восстановление и запуск предприятия);

- желание собственника снять с себя заботы по управлению имуществом с сохранением текущих доходов и стоимости предприятия;

- для предпродажной подготовки и реструктуризации бизнеса.

Немаловажным преимуществом доверительного управления по сравнению с традиционной схемой отношений между собственником и наемным директором является более высокая ответственность менеджера за результаты своей работы. В частности, договором между собственником и доверительным управляющим может быть закреплена имущественная ответственность последнего. Другое дело, что для этого управляющий должен обладать определенным имуществом. В отличие от арбитражного управляющего, который согласно Закону о банкротстве является исключительно индивидуальным предпринимателем, доверительными управляющими могут быть как физические, так и юридические (за исключением унитарных предприятий) лица. Поэтому если рынок доверительного управления состоится, то основными операторами здесь будут, скорее всего, крупные компании.

В ситуации складывающего рынка государство как крупнейший собственник может своим примером обеспечить начальный импульс развитию доверительного управления предприятиями, первым пригласив доверенных менеджеров. Таким образом, государство повысит отдачу от собственных предприятий и обеспечит развитие прогрессивной формы взаимодействия собственника с управляющим.

Необходимость привлечения управляющих на государственные предприятия была названа в качестве одного из способов повышения эффективности руководства в Концепции управления государственным имуществом, утвержденной Владимиром Путиным в сентябре прошлого года. Позднее в Законодательное собрание Петербурга был внесен проект закона о доверительном управлении имуществом, находящимся в собственности Санкт-Петербурга. По инициативе городского Комитета экономики и промышленной политики (КЭПП) была создана рабочая группа для подготовки расширенной концепции привлечения управляющих компаний к руководству промышленными предприятиями, находящимися на территории Санкт-Петербурга. Буквально на днях эта концепция будет представлена руководству КЭПП. Я надеюсь, что город поручит решение самых насущных проблем ряда "пилотных" предприятий профессиональным управляющим именно по договору доверительного управления; проведет публичный конкурс и результаты работы этих компаний представит на суд общественности.