Сор из нефелиновой избы

Кольские компании "Апатит" и "Глинозем" возобновили партнерские отношения

Один из парадоксов застойных времен: алюминий, ценнейшее стратегическое сырье, которое с равным успехом можно производить и из апатитов, и из нефелина, изготавливали только из бокситов, в том числе импортных гвинейских, а производство отечественного нефелина искусственно сдерживали. Эта давняя несуразица стала источником нынешнего конфликта между кольским производителем апатита и нефелина и перерабатывающим комбинатом в Пикалеве.

Давний альянс

За свою долгую историю объединение "Апатит" знало немало рекордов. Но все они почему-то касались исключительно апатитового производства. Объемы же второго по значимости вида продукции, нефелинового концентрата, ни разу не превысили ежегодной планки в 1,8 млн тонн, хотя обогатительные мощности заполярного гиганта с легкостью позволяли выпускать 4 млн тонн в год, а коллектив горел желанием "рапортовать Родине" о своих трудовых свершениях.

Причины искусственного сдерживания на Кольском полуострове вслух никогда не обсуждались, ведь решение было принято в кабинетах Совета министров СССР и ЦК КПСС. Именно там, в "верхах", и происходила в шестидесятые годы борьба двух мнений: из какого же, собственно, сырья выгоднее стране производить глинозем - из отечественных нефелинов или импортных гвинейских бокситов? С точки зрения процентного содержания алюминия разницы между бокситами и нефелинами нет - различается лишь технология производства из них глинозема. Но в пользу отечественных нефелинов склоняли колоссальные (около 3,5 млрд. тонн) разведанные запасы апатитонефелиновых руд на Кольском полуострове. Доля нефелина в заполярной руде составляла 10%, и многокомпонентное, богатое северное сырье просто напрашивалось на комплексное использование. Весомым аргументом "за" была и низкая себестоимость глинозема на пикалевском объединении "Глинозем", с 1959 года перерабатывавшем нефелиновый концентрат . почти вдвое ниже, чем в среднем по отрасли.

Какие аргументы выдвигали сторонники бокситов, за давностью времен сказать сложно. Однако факт остается фактом: принятое в 1965 году ЦК КПСС и СМ СССР постановление о реконструкции юпод нефелиню нескольких глиноземных заводов в России выполнено не было. Не дошло дело и до строительства в Ленинградской области второй (вдвое более мощной по объемам производства) очереди пикалевского комбината. Правда, проект этот еще долгое время значился в генеральной схеме развития алюминиевой промышленности как задача юномер одиню, но на практике страна уже вовсю вкладывала валюту в закупку бокситов в Гвинее, строительство рудовозов и порта на Черном море. В итоге новые корпуса ПО "Апатит", рассчитанные на 4 миллиона тонн концентрата в год, оказались невостребованными.

Ныне "Глинозем" - основной потребитель северных нефелинов. Из 900 тысяч тонн, что выпускает сейчас юАпатитю, на долю пикалевского объединения приходится более 90%.

Суд да дело

Казалось бы, сложившийся в результате малопонятных решений правительства времен застоя альянс "Глинозема" и "Апатита" просто обречен быть надежным и крепким. Увы, несколько месяцев назад отношения партнеров накалились до предела, и оба объединения вытащили сор из избы. Причиной послужило решение "Апатита" повысить в 2,5 раза цену на нефелиновый концентрат. Разумеется, не просто так, а на основе новой методики подсчета себестоимости концентратов, утвержденной советом директоров. Необходимость изменения цены на заполярном предприятии объясняют так: на мощностях, рассчитанных на выпуск 4 млн. тонн нефелина в год, производится 0,9 млн. тонн, и содержание этих мощностей никак не улучшает экономических показателей объединения. На протяжении многих десятилетий все затраты на горно-подготовительные, проходческие работы, процессы по дроблению и измельчению руды традиционно относили только на основное, апатитовое производство. За счет этого цена реализации побочного нефелинового концентрата оставалась значительно ниже цены на основной, апатитовый. Но мириться с убыточной для себя методикой и впредь объединение не намерено. Продукты последующих переделов нефелина - глинозем и алюминий - сегодня обходятся комбинату значительно дороже конечной продукции из апатита, фосфорных удобрений и фосфорной кислоты. В частности, чтобы произвести тонну алюминия, требуется лишь 7,6 тонн северного концентрата. При этом в цене алюминия, сложившейся на мировом рынке (1600 долларов за тонну), на долю нефелина приходится всего 106,5 долларов. А поскольку действующие инструкции предусматривают для многокомпонентных руд несколько вариантов ценообразования, то почему бы не перераспределить прибыль между горняками и переработчиками более справедливо? Желание навести порядок понятно, но ценовой рывок с 14,1 до 33 долларов, который сопровождал реформу, шокировал многих. Не добившись уступок со стороны поставщика, руководство юГлиноземаю обратилось с заявлением в Министерство антимонопольной политики РФ МАП). Там сочли, что имеется веский повод возбудить дело и рассмотреть его на комиссии МАП.

Обе стороны представили обширную информацию о структуре, технологической схеме и объемах производства, сметы затрат, калькуляции себестоимости, данные о цене на свою продукцию, в том числе и на мировом рынке. Со своей стороны, МАП привлек в качестве экспертов ведущие институты страны: Механобр-Инжиниринг, НИУИФ, ВИЭМС, ИКИМСО, Институты химии и экономических проблем Кольского научного центра РАН. Задача экспертов заключалась в том, чтобы, всесторонне рассмотрев предмет разногласий, вынести вердикт - насколько обосновано включение затрат горнодобывающего комплекса в себестоимость нефелинового концентрата. Новая ценовая политика обеспечивала заполярному монополисту рентабельность нефелинового производства на уровне 30%. Для предприятия горнодобывающей отрасли, где 8-9% считается очень неплохим показателем, такой уровень прибыльности выглядел почти фантастикой.

Банкротство не грозит

Комиссия МАП заседала по этому делу дважды. В ходе слушаний стало ясно, что банкротством "Глинозему" рост цен на северный концентрат абсолютно не грозит - рентабельность глиноземного производства в Пикалеве превышала 100%. Изменение "Апатитом" методики подсчета, если и портит партнеру великолепный показатель, то весьма несущественно - он все равно сохраняется на завидно высоком уровне 55-60%. Поэтому слушания на комиссии МАП завершились неприятным для "Глинозема" выводом: отнесение части производственных затрат на себестоимость нефелинового концентрата юридически обоснованно. А группа консультационных компаний "Bona Fide Financе" в своем экспертном заключении даже оптимистично констатировала: "перераспределение прибыли между добывающей и перерабатывающей стадиями алюминиевого производства позволит, наконец, стимулировать инвестиции в развитие отечественной сырьевой базы алюминиевой промышленности".

Что, к слову, вполне соответствует намерениям самого "Апатита", который планирует в ближайшие пятнадцать лет вложить в свою "гору" более 850 млн. долларов. Два года назад технико-экономическое обоснование оптимального развития объединения на период до 2015 года, разработанное рядом головных российских институтов, определило главные направления инвестиционных вложений. В минувшем году на техническое перевооружение и модернизацию горнодобывающего производства "Апатит" затратил 36 млн. долларов и добился весомого (более 10%) роста производительности труда и примерно на 12% увеличил выпуск концентратов.

Но решение МАП не поставило точку в этом деле. Партнеры продолжали борьбу, которая сопровождалась громкими взаимными обвинениями в политических интригах, ювыкручивании рукю и юмонополизмею, отказом от поставок сырья... Однако основательно пошумев, оба предприятия сели за стол переговоров. И нефелиновый альянс возобновился на уровне уже не 0,9, а 1,1 млн. тонн в год.

Вопрос без ответа

Слушание дела в МАП оказалось полезным не только "Апатиту". Оно заставило ученых и практиков вновь громко заговорить о необходимости комплексного использования нефелинового сырья. Из-за скудости собственной рудной базы Россия вынуждена экспортировать до 60% сырья. В ближайшие пять лет истощатся запасы южно-уральских бокситовых рудников и Радынского рудника, разрабатываемого АО "Бокситогорский глинозем". Правда, "Стратегия развития металлургической промышленности России до 2005 года", утвержденная недавно Минэкономики РФ, обещает помочь введению в эксплуатацию нового Средне-Тиманского месторождения низкокачественных бокситов, но проблемы в целом это не решает.

Казалось бы, зачем снова делать ставку в развитии сырьевой базы алюминиевой отрасли на бокситы, если нефелиновая схема за несколько десятилетий своего существования доказала жизнеспособность и эффективность? К сожалению, нефелиновая технология дает на одну тонну готового глинозема дополнительный выход 8-10 тонн портландцемента. А цементная продукция в настоящее время имеет ограниченный сбыт. В то же время рентабельное производство глинозема из нефелиновой руды можно обеспечить только при максимально возможном использовании всех продуктов переработки сырья: кальцинированной соды, поташа, сульфата и хлористого калия, фтористого алюминия, галлия и т. д. Более полное использование нефелина открывает дорогу и для производства титановых белил, утяжелителей, коагулянтов, загустителей, других ценных материалов.

Перспективы

По мнению Владимира Селина, директора Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, сложившаяся ситуация объясняется, прежде всего, отсутствием единой государственной политики в рациональном природопользовании и сохранением ведомственных барьеров на пути комплексного использования сырья. Чтобы преодолеть эти барьеры, необходимо разработать соответствующую федеральную программу.

Предложение тем более здравое, что на поиске необходимых технологических решений давно и основательно задействована не только центральная лаборатория ОАО "Апатит", но и лаборатории ряда профильных институтов Кольского научного центра. В частности, альтернативные (юбесцементныею) технологии производства глинозема заполярной наукой уже созданы.

Однако в последнее время на Кольском полуострове верх, кажется, берет проект строительства глиноземного завода традиционной технологии мощностью 300 тыс тонн. Объясняется такой поворот в настроениях тем, что "Газпром" воздвигает завод по бетонированию труб, которые будут использоваться при прокладке трубопровода с Штокмановского месторождения. Местный цемент пришелся бы весьма кстати. Обслуживание потребностей "Газпрома" - дело более реальное, чем федеральная программа, которая еще не известно когда будет разработана.

По мнению некоторых экспертов, экспорт российского алюминия при внедрении новых технологий позволил бы ежегодно получать до 9-11 млрд. долларов дополнительной выручки. Сегодня, импортируя до 60% необходимого сырья, Россия занимает в мировом производстве крылатого металла весомую нишу- 24%. Однако Сергей Федоров, генеральный директор ОАО "Апатит", в успешное преодоление ведомственных барьеров юсверхую не верит. Считает, что если кто-то и способен протолкнуть проекты комплексной отработки имеющегося отечественного сырья, так только сами "заинтересованные лица", то есть два участника альянса - "Глинозем" и "Апатит".

По окончании нелегких переговоров с пикалевским партнером Федоров сделал сенсационное заявление: "Мы готовы участвовать в финансировании строительства Пикалево-2. "Апатит" заинтересован в реализации этого проекта". Федоров убежден, что вторая очередь глиноземного комбината позволит увеличить производство северного нефелина вплоть до проектных, но прочно забытых в Заполярье объемов в 4 млн. тонн.

Мурманск