Белые ночи как туристический продукт

Тема недели
Москва, 10.07.2000
«Эксперт Северо-Запад» №11 (18)
Петербургу не разбогатеть за счет туризма, пока у него не будет цивилизованной инфраструктуры, развитой гостиничной сети и хорошего сервиса

ЮНЕСКО отвело Санкт-Петербургу восьмое место в мире по привлекательности для туристов. Именно такой позиции соответствует число желающих посетить город белых ночей . 30 миллионов человек. В документах Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО отмечено, что исторический центр Петербурга - "единственное в своем роде и совершенное воплощение в течение 200 лет на обширном пространстве Европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом". Не менее гармонизированы с ландшафтом и петербургские предместья . Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск, Ораниенбаум. Такие, с позволения сказать, брэнды, как Эрмитаж, Русский музей и Мариинский балет, известны каждому мало-мальски образованному человеку на планете. Кроме того, Питер крупный транзитный узел и самый крупный порт Европейской части России.

Словом, налицо все необходимое, чтобы стать туристической Меккой и престижным деловым центром. Собственно, ответственные за такое развитие событий городские власти и патриотически настроенная местная пресса уже привычно употребляют подобные определения в отношении любимого города. Но справедливы они лишь отчасти: туристический потенциал Питера значительно выше, чем реальные достижения. Для многих из сосчитанных ЮНЕСКО 30 миллионов человек поездка в Петербург останется мечтой. Организаторы огромного множества проходящих в мире международных симпозиумов и семинаров выберут другие места для проведения деловых и научных дискуссий. А местная казна, соответственно, лишится возможных доходов. Заметим, каждый среднестатистический турист оставляет в городе 300 долларов за одно посещение.

За что они платят

Серьезный удар по имиджу Санкт-Петербурга наносит международный аэропорт Пулково-2. И специалисты утверждают, что недооценивать это обстоятельство не следует. Он не соответствует никаким международным стандартам даже в первом приближении, несмотря на постоянные работы по реконструкции и появление зала VIP. Туристы-индивидуалы продолжают толкаться в очереди на таможенном пункте, а ушлые водители, ничуть не стесняясь, дерут 50 долларов до центра, благо в дребезжащую маршрутку иностранцы садиться не рискуют. И если строительство нового или масштабная реконструкция старого аэропорта дело, действительно, дорогостоящее, то организовать цивилизованный транспорт для гостей властям вполне под силу.

Вообще же, поскольку Петербург считается музеем под открытым небом, очевидно, что для осмотра достопримечательностей туристы значительное время проводят на колесах. Транспортное обслуживание является частью туристического пакета, и от его качества здорово зависит, насколько будет удовлетворен клиент. Согласно результатам опроса, проведенного Российской ассоциацией туристических агентств (РАТА) среди специалистов туристической индустрии Петербурга, основными болевыми точками являются плохое техническое оснащение автобусов, недостаточный уровень их комфортности, материальный износ. Не говоря уже о том, что автобусов просто не хватает. Проблемы, связанные с транспортными компаниями, местные туроператоры ставят на второе место - между трудностями взаимоотношений с городской администрацией и претензиями к гостиничному сервису. Дороги - отдельный разговор. Они откровенно плохи, хотя и ремонтируются постоянно. Но здесь питерская администрация все же предпринимает заметные усилия.

Гораздо хуже, чем это принято в крупных туристических центрах, в Петербурге решена и проблема питания. Сети популярных fast food потихоньку развиваются, но не достает приличных недорогих кафе и ресторанов.

Медицинскую помощь по страховке в Питере оказывает только 122-я медсанчасть, вошедшая в систему американских госпиталей Premier, но она находится в окраинном районе.

Юридическую помощь иностранный гость и вовсе получить фактически не может. РАТА собирается организовать специальную юридическую консультацию, а также пытается подвигнуть городскую администрацию на организацию "горячей" телефонной линии, куда гость города мог бы обратиться на иностранном (видимо, английском) языке в случае грозящей ему опасности или возникновении каких-либо острых конфликтных ситуаций. Понятно, что речь идет не о том, чтобы с иностранцем вежливо поговорили по-английски, а о конкретной реакции, принятии мер, то есть об организации целой системы, связанной с правоохранительными органами, скорой помощью, службой спасения и так далее. Уверенность в своей безопасности не даст человеку повода тиражировать среди соотечественников пресловутый образ Петербурга - "криминальной столицы". Тем паче, что иностранцы в самом деле могут чувствовать себя в куда большей безопасности, чем россияне. В Питере ежегодно регистрируется 2.3 преступления против иностранных граждан (не считая, конечно, представителей национальных диаспор, связанных с российской криминальной средой) - это гораздо меньше, чем в Нью-Йорке и ряде других крупных городов мира.

Жизнь туриста, его здоровье и безопасность представляют главную ценность для туроператора и являются, соответственно, объектом страхования. Впрочем, турфирма страхует туристов не самостоятельно, а сотрудничает со страховыми компаниями. По данным упомянутого уже опроса РАТА наиболее распространенная проблема . долгие сроки выплаты денег. Еще одна существенная - недостаточно широкий ассортимент страховых услуг. Большинство компаний предлагает только медицинское страхование туристов, хотя во всем мире существует страховка чего угодно от чего угодно, вплоть до страхования от вероятности прихода торнадо во время путешествия.

Как ни странно, в Петербурге имеются сложности с традиционным времяпрепровождением туристов - шоппингом. С одной стороны, турфирмы не наладили систему посещений торговых центров. С другой, лишь ограниченное число магазинов принимает к оплате пластиковые карточки, а ассортимент товаров для туристов, в том числе сувениров, не так уж широк.

Основная претензия туроператоров к музеям - существенная разница в стоимости билетов для российских и иностранных граждан, что нарушает, по мнению зарубежных туристов, права человека и вызывает у них бурю негодования. Россиянам трудно, а подчас невозможно заплатить за вход в музей сумму, установленную для иностранных гостей, но для последних подобная дискриминация . повод для формирования негативного мнения о России и Санкт-Петербурга. Впрочем, даже заплатив немалые деньги, турист стоит в очереди, чтобы насладиться культурными ценностями - пропускная способность наших музеев недостаточна, а режим работы неудобен. При этом иностранцам, приобщающимся к этим культурным ценностям вне коллектива, недостает электронных переводчиков. А еще - посконная патриотическая борьба с иностранными надписями и вывесками привела к тому, что множество названий улиц и магазинов исполнены теперь исключительно не кириллице, которую лица неславянской национальности прочитать и запомнить не в силах, как мы, к примеру, арабскую вязь...

Отельный кризис затянулся

Еще лет пять назад всерьез заговорили о том, что Петербург явно не в состоянии удовлетворить цивилизованный спрос на гостиничные услуги. В европейских городах с населением более 500 тысяч жителей на каждую тысячу приходится в среднем 14.18 мест в отелях, в пятимиллионном Петербурге - 6. Всего в городе около ста гостиниц, из них лишь три высокого класса: пятизвездочный юГранд-отель "Европа", и почти такого же уровня "Невский Палас" и "Астория". Остальные гостиницы среднего (в основном это бывшие интуристовские "Прибалтийская", "Пулковская", "Москва", "Санкт-Петербург") и низкого класса.

Если судить по такому универсальному показателю в гостиничном бизнесе, как коэффициент заполняемости, то среди "звездных" питерских отелей он самый высокий. Так при среднем коэффициенте заполняемости для гостиничного комплекса города менее 50% у юГранд Отеля "Европа"ю этот коэффициент равен 67%, а у "Невского Паласа" . 63%, что приближается к средним показателям первоклассных отелей европейских городов. По мнению директора по связям с общественностью отеля "Невский Палас" Наталии Белик, лучшие показатели заполняемости гостиниц высокого класса в первую очередь связаны с тем, что большинство гостиниц, позиционируемых, как средний класс, таковыми по существу не являются. Иностранные же туристы и те граждане России, которым довелось воспользоваться услугами западных гостиниц, привыкли к определенному уровню обслуживания и на меньшее уже не согласны. В какой-то мере это подтверждает и то, что такие гостиницы, как "Пулковская", "Москва", "Санкт-Петербург", "Прибалтийская" и ряд других, которые наиболее близки по своему уровню сервиса к мировым стандартам гостиниц среднего класса, тоже имеют заполняемость более 50%.

Как отмечают специалисты, одной из проблем гостиничного комплекса города является ярко выраженная сезонность спроса на услуги индустрии гостеприимства. И если заполняемость отелей высокой категории достигает 80.90%, а для отелей среднего и низкого класса 60-70%, то в зимний период этот показатель опускается до 40.60 и 35.45% соответственно. Во всем мире эту проблему решают с помощью проведения всевозможных конгрессов и форумов от слета любителей бабочек и съезда филателистов до партийных и бизнес-мероприятий. К сожалению, заезд основной массы деловых туристов также приходится на летнее время, что как следствие приводит к еще большему обострению дефицита мест проживания, особенно повышенной комфортности.

Кстати сказать, более высокая востребованность гостиниц первого класса вполне соответствует и мировой тенденции в отельном бизнесе. По прогнозам международных экспертов на период с 1998 по 2008 год ежегодное увеличение спроса на места в гостиницах первого класса составит 9,5%, в то время как на гостиницы низкого тарифа - менее 5%. Поэтому, как считают городские власти, если Петербург хочет реально соответствовать статусу мирового центра туризма, в первую очередь необходимо наряду с повышением стандартов обслуживания в основной массе гостиниц начать, наконец, строить новые объекты размещения - прежде всего, первого и среднего класса. Ведь несмотря на существование целого ряда проектов строительства гостиниц, за последние годы в городе не введено в строй ни одной новой. Из-за финансовых трудностей был заморожен разрекламированный когда-то проект отеля "Северная корона". Сейчас, правда, говорят о том, что этот образчик долгостроя будет завершен в этом году. Ряд других проектов пока находится в значительно более низкой степени готовности, и пока никто не может гарантировать скорого ввода этих объектов.

Основные надежды гостиничной индустрии Петербурга связаны с обслуживанием иностранных туристов и бизнесменов, поскольку те тратят в день в три-четыре раза больше, чем россияне. В то же время менеджеры отелей говорят об увеличении интереса к обслуживанию соотечественников и туристов из стран СНГ. Связано это в первую очередь, что в этом сегменте рынка конкуренция значительно ниже, а требовательность этой категории приезжающих более соответствует тому уровню сервиса, который могут обеспечить большинство городских гостиниц. Правда, цены отелей этого уровня не всегда отвечают объему кошелька среднего российского туриста. Но это уже скорее проблема менеджмента, которую в принципе можно решить в достаточно короткий срок.

Еще два года назад городское правительство надеялось добиться перелома, используя неплохую козырную карту: в их руках - акции почти всех гостиниц. Ведь приватизация петербургского гостиничного комплекса была приостановлена, когда, по мнению властей, стало ясно, что недвижимость уходит за бесценок. И сегодня большинство гостиниц продолжает по существу оставаться муниципальными. В то же время власти никак не стимулируют создание небольших частных гостиниц, предпринимательской деятельности по схеме "bed and breakfast" - для чего стоило бы подумать о налоговых льготах и кредитах.

Образ нужно менять

Директор Северо-Западного отделения РАТА Сергей Корнеев считает, что российская туристическая индустрия только начинает - но, к счастью, все же начинает - осознавать свои услуги как единый комплексный продукт, который нужно рекламировать, позиционировать и продавать по законам любого бизнеса. Но далеко не все в этом деле зависит от самих туроператоров. По словам Корнеева, специалисты констатируют, что в сознании туристов сложился образ Санкт-Петербурга - застывшего города. Поэзия камня, величественная архитектура, неспешное течение Невы - все способствует тому. Однако люди нынче все больше предпочитают движение, карнавал, "миллениум"...

Переломным, по мнению Корнеева, может стать действительно редкое событие . 300-летие Санкт-Петербурга в 2003 году. Его раскрутка уже идет, и, главное, под это выделяются деньги. Появилось даже бюджетное финансирование на организацию петербургских стендов на престижных зарубежных выставках и другие рекламные акции. В нынешнем году бюджет отпустил 14 млн рублей . то есть 0,03% доходов.

Необходимо, считает представитель РАТА, расширять границы деятельности и кооперироваться с сопредельными территориями. Ассоциация турагентств организовала единую информационно-справочную службу по Северо-Западному региону, помогает открытию в Петербурге туристических представительств субъектов федерации Северо-Запада. Входящие в региональное РАТА турфирмы стали активнее формировать комплексные маршруты. Наиболее удачно складывается сотрудничество с Псковской, Новгородской и Калининградской областями, республикой Карелия. Кстати, годовщины разного ранга в ближайшие годы отпразднуют несколько городов Северо-Запада . Старой Ладоге исполнится 1250 лет, Пскову . 1100, Петрозаводску . 300. Череду юбилеев тоже можно продавать, как говорится, единым пакетом.Что касается Петербурга, то, невзирая на последствия финансового кризиса, перманентное политические неурядицы в стране и все вышеперечисленные локальные проблемы, поток туристов стабилизировался на уровне около 3 миллионов человек ежегодно. Ситуацию можно считать благоприятной, и главное . не растерять достигнутое. Ведь 30 миллионов человек все еще хотят приехать в Петербург...

У партнеров

    Реклама