Обида нечаянная, но злая

10 июля 2000, 00:00
  Северо-Запад

Два крупнейших справочно-информационных изданий Петербурга вступают в конфликт, который обещает быть не столько шумным, сколько затяжным. В Арбитражный суд поступило заявление "о публичном опровержении ненадлежащей рекламы". Истец - ООО "Телиа ИнфоМедиа", ответчик . ЗАО "Издательский дом "Пресскомю". В заявлении говорится, что "Издательский дом "Пресском" в ходе рекламной кампании телефонного справочника "Весь Петербург" в 1999 году нарушил российское законодательство. По словам генерального директора ООО "Телиа ИнфоМедиа" Александра Мельникова, его фирме, издающей другой телефонный справочник . "Абонент", - нанесен серьезный ущерб.

Поводом к скандалу послужил выпущенный в прошлом году тиражом 43 тыс. экземпляров рекламный буклет. В нем утверждалось превосходство "Всего Петербурга" как рекламоносителя над другими телефонными справочниками, в первую очередь - над "Абонентом". В буклете говорилось, что размещение рекламы одного и того же размера в справочнике "Весь Петербург" экономически более оправданно. Выигрыш объяснялся разницей в тиражах: у "Всего Петербурга" - 200 тыс., а у "Абонента" - 60 тыс. экземпляров.

Сразу же после выхода рекламного буклета "Телиа ИнфоМедиа" попросила Территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проверить достоверность приведенных в нем тиражей. Завышение тиражей "Всего Петербурга" подтвердилось, однако "Пресском" объяснил недовыпуск объявленного тиража финансовыми трудностями. Тем не менее, в марте этого года Антимонопольный комитет направил "Пресскому" предупредительное письмо.

Итак, тираж "Всего Петербурга" в 1999 г. был вдвое меньше заявленного, и, таким образом, основной посыл опубликованной рекламы становился ложным. Кроме того, "Абонент" был выпущен тиражом большим, чем указано в буклете, что делало заявление конкурентов еще более некорректным. Александр Мельников считает рекламу недобросовестной, недостоверной и заведомо ложной.

Истец требует опубликовать и распространить таким же способом и таким же тиражом публичное опровержение распространенной рекламы. Однако формулировка претензии позволяет предполагать, что в случае развития конфликта "Телиа ИнфоМедиа" на достигнутом не остановится и постарается выжать из "Пресскома" максимум.

Александр Мельников утверждает, что пытался и до сих пор надеется уладить дело без суда, но руководство "Пресскома" пока отказывалось обсудить сложившуюся ситуаци", не объясняя причин. Недавно назначенный заместитель генерального директора ЗАО "Издательский дом "Пресскомю" Александр Яковлев считает, что до появления судебного решения говорить о каком-либо конфликте вообще не стоит. И также полагает, что не исчерпаны все возможности досудебного разрешения вопроса. "Решения Антимонопольного комитета не были категоричны, и нам есть что сказать на суде, - говорит Яковлев. - Вообще весь разговор идет вокруг толкования нескольких терминов, и для иска нет даже повода. "Абонент" возражает только против одного абзаца во всем тексте буклета, и истинность этого абзаца мы в состоянии доказать". Александр Яковлев считает, что основной причиной иска стала неспособность "Телиа ИнфоМедиа" к нормальной конкуренции.

Действительно, ажиотаж вокруг издания не может не сказаться на отношении к нему рекламодателей. А прозвучавшая, даже туманно, угроза конфликта с Антимонопольным комитетом, руководство которого известно своей решительность", не может поднять оптимизм партнеров "Пресскома".

Точка зрения "Пресскома" косвенно подтверждается тем, что известие о подаче иска было распространено вскоре после презентации нового названия справочников "Абонент", переименованных в "Kontakt!". Тогда Александр Мельников объявил, что тираж новго справочника будет наибольшим в регионе. Новая рекламная кампания теперь будет подогрета шумом вокруг конфликта. "Телиа ИнфоМедиа" еще не раз сможет бесплатно прорекламировать увеличение собственного тиража и, одновременно, с точность" до единиц отследить тиражи конкурентов.

Даже сам факт обращения в суд не рекламодателя, чьи права, предположительно, нарушил "Весь Петербург", а конкурента, заставляет воспринимать иск как несколько надуманный. Впрочем, Александр Мельников объясняет отсутсвие исков исключительно неосведомленность" клиентов "Пресскома": "Им до сих пор рассказывают истории..."

Неожиданно "Телиа ИнфоМедиа" примерила на себя и образ некоего диссидента. Чего стоят, например, такие высказывания ее генерального директора: "За спиной "Всего Петербурга" стоит "монополист" - телефонная сеть. Влияние "телефона" чувствуется. Нам намекнули некоторые чиновники из контрольных органов, а также из газеты "Деловой Петербургю: лучше не трогайте "Весь Петербург", иначе возможны неприятности. Всем непредвзятым лицам понятно, что мы правы, а ответчик нарушил закон, однако есть у них такие сочувствующие". Обычно подобные ходы используются, если нет уверенности в исходе суда, и хочется любое решение обернуть в свою пользу. Впрочем, непонятно, зачем одному из предприятий корпорации Telia, действующей в 120 странах мира (ее оборот в прошлом году составил 5,3 млрд. Долларов), репутация "борцов за правое дело", конфликтующих с местными властями.

Не в пользу "Пресскома" говорит лишь сам закон. Мелкие вольности с Законом о рекламе давно стали обыденными, но до отмены его пока далеко. Статья же 7 главы II упомянутого закона гласит: "Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении... сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц... ...Недостоверная реклама не допускается".