Одним из самых громких заказных убийств прошлого года стал беспрецедентный гранатометный расстрел председателя совета директоров Балтийской Финансово-Промышленной Группы (БФПГ) Павла Капыша на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. Значимость фигуры Капыша в деловой среде Петербурга и всего Северо-Западного региона, и главное - та ключевая роль, которую он играл в самой группе, породили у наблюдателей предположения, что звезда БФПГ на рынке склоняется к закату. "Эксперт", сочтя полезным проверить подобный прогноз, обратился к преемнику Павла Капыша Виталию Рюзину. 33-летний Виталий Рюзин, ранее занимавший должность начальника финансового управления Балтийской ФПГ, был избран председателем совета директоров группы 27 июля 1999 года.
- Виталий Вячеславович, какие изменения, на ваш взгляд, повлекла за собой гибель Павла Капыша?
- Мы были готовы к тому, что в регионе должны будут произойти определенные изменения. Они действительно произошли, но, по нашим данным, оказались не настолько кардинальными, как это иногда представляется в СМИ. Мы с интересом следим за теми изменениями, которые происходят у других операторов топливного рынка - у Петербургской топливной компании (ПТК), юФаэтонаю и других. Изменения явно не столь существенны и БФПГ продолжает поставлять нефтепродукты в сопоставимых с минувшими годами объемах - около 150 тысяч тонн ежемесячно. Другое дело, что на рынке моторного топлива и в 2000-м, и, не исключено, в ближайшие годы, мы предполагаем сосредоточить основное внимание на Санкт-Петербурге.
- Но не секрет, что для подобного сосредоточения необходима заинтересованность городской администрации.
- Именно в этом году, по нашим ощущениям, такая заинтересованность нарастает. Чиновники, вплоть до самых высших, уже не стесняются встречаться с представителями БФПГ вполне официально, а не как раньше - только в неформальной обстановке. И мы готовы делать встречные шаги, поскольку считаем, что петербургский рынок крайне не насыщен топливом, а точнее - современными автозаправочными комплексами. Для такого города, как Петербург, 150 имеющихся сейчас АЗС . это почти в три раза ниже его реальной потребности.
Что в этом смысле может предложить БФПГ? Во-первых, мы полностью юзакольцевалию город, то есть на всех основных выездах из него стоят наши АЗК, в некоторых местах - друг напротив друга. Во-вторых, как вы помните, в феврале БФПГ ввела в Санкт-Петербурге сразу четыре современных АЗК, увеличив их общее количество в городе до 35-ти. Программа строительства БФПГ на 2000-2001 годы предусматривает ввод в эксплуатацию порядка 20 АЗК под торговой маркой юБалт-Трейдю только на территории Санкт-Петербурга, и под них уже получены юпятнаю под застройку.
Тут, конечно, дело не только и не столько в количестве станций: важна сама стратегия их размещения, позволяющая достичь максимальной эффективности. Мы как-то посчитали: выходит, в течение 1997-1999 годов прокачка на наших станциях была практически та же, что и на тех 100, которые сейчас принадлежат ПТК.
Из других проектов отмечу введенный БФПГ на 105-м причале Санкт-Петербургского морского порта терминал для перевалки на экспорт мазутов мощностью до 30 тысяч тонн в год. Мы ведем переговоры с одним из петербургских заводов о строительстве совместного перевалочного комплекса для мазутов и дизелей, первая очередь которого составит также 30 тысяч тонн, вторая - 50 тысяч тонн в год. Наконец, у нас имеется полностью законченный проект сооружения в поселке Янино под Петербургом нефтебазы общим объемом хранения до 30 тысяч тонн светлых нефтепродуктов.
- Итак, какой вывод можно сделать из итогов прошедшего года и обрисованных перспектив?
- Оптимистический. Правда, создается ощущение, что вы недаром упираете на сосредоточение в Петербурге. Группа пытается "ужать" свой бизнес в наиболее привлекательной точке Северо-Запада?
Группа никуда не уходит из тех регионов, в которых работает, а таковых 63. С регионами Северо-Запада и примыкающими к ним мы традиционно поддерживаем партнерские отношения и будем поддерживать их в дальнейшем. Одних автозаправочных станций под нашим контролем на Северо-Западе около 80-ти. Вот, кстати, недавно приобрели девять АЗС и 10 передвижных автозаправщиков в Костромской области.
Другое дело, что сейчас несколько меняется характер взаимоотношений с регионами. Если в предыдущие годы БФПГ, благодаря наработанным производственно-финансовым схемам, органично вписывалась в федеральные программы, например, того же "северного завоза", поставляя нефтепродукты в счет налоговых освобождений и зачетов, то теперь, с переводом бюджетных средств целевым порядком через систему федеральных казначейств, мы будем выступать как обычные контракторы.
- Изменилась ли Балтийская ФПГ за прошедший год структурно, как это было обещано тогда же, в июле?
- Да, эта работа близка к завершению. До сих пор БФПГ представляла из себя консорциум из 50-60 предприятий, связанных между собой взаимным учредительством и замкнутых на центральный офис в Санкт-Петербурге. Мы проводим значительное сокращение их числа, при этом узловые предприятия . юБалт-Трейдю (розничная продажа нефтепродуктов), автотранспортное и бункеровочное - преобразуются из закрытых в открытые АО. Все это объединяется в холдинг, функции управляющей компании которого будут переданы также создаваемому ОАО "Балтийская Финансово-Промышленная Группа". Новые юридические лица будут иметь чистую налоговую историю, хотя, как вы могли заметить, в последнее время налоговые "наезды" на нас прекратились, что свидетельствует: наш бизнес становится прозрачным. Процесс реструктуризации завершится, как я надеюсь, через несколько ближайших месяцев.
- По какой схеме предпочитает сейчас работать группа с нефтепродуктами? После трагических июльских событий многие предрекали прекращение ваших теплых отношений с ПО "Киришинефтеоргсинтез" (входит в компанию "Сургутнефтегаз" - В.Ч.).
- Наша квота . 200-250 тысяч тонн потенциальной давальческой нефти - полностью сохранена. Но использовать ее в настоящее время, при нынешних ценах на нефть, совершенно нерационально. Я имею в виду отпускные цены нефтяных компаний, которые существенно отличаются от их собственных, внутрикорпоративных, позволяющих на выходе нефтеперерабатываюших заводов иметь конкурентоспособный нефтепродукт. Тем более на Киришском заводе, структура баланса продукции которого оставляет на выходе в лучшем случае треть светлых нефтепродуктов.
Куда девать мазуты, если их невозможно реализовать на экспорт, и те же светлые, чтобы окупить приобретенную, допустим, на свободном рынке нефть? Мы в этом случае используем конденсат, выработка бензина из которого пока вполне рентабельна. Перерабатываем его на Саратовском НПЗ, на нижегородском НОРСИ, на том же "Киришинефтеоргсинтезе". Но изменится общая макроэкономическая ситуация, станет либеральнее экспорт . и вот увидите, мы с удовольствием вернемся к давальческим схемам, в том числе на "Киришах".
Хотя, надо признать, компании на это идут все менее и менее охотно, стремясь выдавить юдавальцевю со своих НПЗ. В любом случае - мы можем работать и работаем как операторы и с достаточно крупными объемами, и с крупными компаниями. Пока не удалось договориться о стратегическом сотрудничестве с самым, конечно, реальным на региональном рынке партнером - "Сургутнефтегазом", но зато вполне позитивно, на мой взгляд, развиваются наши отношения с "ЮКОСом", от которого идет едва ли не половина реализуемых нами нефтепродуктов . около 60 тысяч тонн ежемесячно, и, кстати, в основном светлых. Также очень конструктивные отношения налаживаются с Тюменской нефтяной компанией и "Славнефтью".