К проблеме единого информпространства

Москва, 24.07.2000
«Эксперт Северо-Запад» №12 (19)

Небесспорное решение президента Путина создать федеральные округа и назначить туда наместников-силовиков заставляет последних оправдываться и твердить о своей лояльности: губернаторам, прессе, демократическим институтам и так далее. О лояльности самому президенту вопрос, понятно, не стоит, и это почему-то настораживает тех, кто не является поклонником его политики. Но помилуйте, неужели кто-то думал, что Владимир Путин поставит полпредами своих антагонистов или хотя бы просто несогласных? Так или иначе, на своей первой после вступления в должность пресс-конференции Виктору Черкесову тоже пришлось оправдываться. Поскольку он довольно долго избегал контактов с журналистами, представители СМИ заподозрили его в неприличной закрытости от четвертой власти. О чем и спросили. В ответ полпред грамотно описал технологию общения с журналистами, принятую в цивилизованном обществе. Черкесов пообещал, что его работа непременно будет публичной, а СМИ всегда смогут получить обо всем исчерпывающую информацию - прежде всего из создающейся пресс-службы.

Можно смело утверждать: как только связи региональных предпринимателей перестанут носить случайный характер и превратятся в постоянный процесс, он немедленно получит информационное сопровождение со стороны прессы

В дальнейшем корреспонденты, словно сговорившись, задавали вопросы об отношении к конкретным ситуациям и фактам: как г-н Черкесов относится к сомнительным с точки зрения законности распоряжениям петербургского губернатора, к возбужденным уже делам по источникам финансирования политических кампаний, что думает о перманентном скандале на Выборгском ЦБК. Черкесов, естественно, переадресовывал вопросы к правоохранительным органам.

Действительно, губернаторские распоряжения опротестованы прокурором города. Бригада МВД продолжает исследовать, откуда взялись деньги на съезд "Всей России". Дело Выборгского ЦБК находится в арбитраже. Складывается впечатление, что команда журналистов рассчитывала, будто Черкесов возьмет да и "засветит" какие-нибудь недемократические свои принципы, предстанет душителем свободы слова, раскроет диктаторские намерения президентской власти. Ничего этого, конечно, не произошло.

Гораздо разумнее было бы попросить полпреда расшифровать некоторые понятия, которыми он сегодня оперирует. Например, он постоянно говорит о необходимости создать в регионе "единое информационное пространство". Отсутствие такового, по убеждению Черкесова, плохо сказывается на развитии внутрирегиональных связей, затрудняет становление большого бизнеса. Не спрашиваем, идет ли речь о создании сугубо информационного или все-таки информационно-пропагандистского поля, - как-нибудь догадаемся сами. Но хотелось бы знать, как понимает полпред причины отсутствия этого самого поля.

А причин может быть две: либо средства связи слабо развиты, либо попросту нет спроса на информацию из сопредельных республик и областей. Но если отсутствует спрос (а он явно невелик), то проблема оказывается гораздо глубже: не недостаток информации мешает становлению бизнеса, а у бизнеса нет стимулов к выстраиванию структур внутри региона.

Нужно ли эти стимулы создавать и как - дело экспертов и аналитиков. Скорее всего, стоит максимально сблизить местные инвестиционные и налоговые законодательства, очертить единое бизнес-пространство. Сумеет ли Черкесов стать координатором такой работы, удастся ли ему объединить на этом поприще одиннадцать губернаторов и законодательных органов? Действительно, любопытно. Ведь до сих пор губернаторы охотно действуют сообща лишь при необходимости защищать региональные интересы в федеральных коридорах власти.

Что же касается единого информационного поля, то сколько ни создавай окружного телерадиовещания и прочих казенных и полуказенных СМИ (Виктор Черкесов упоминал о такой возможности), никто не заставит вологжанина смотреть вместо столичных "Итогов" скромную региональную программу, повествующую о проблемах Карелии. Зато, опираясь на практику, можно смело утверждать: как только связи региональных предпринимателей перестанут носить случайный характер и превратятся в постоянный многосложный процесс, он немедленно получит информационное сопровождение со стороны прессы. Прессы прежде всего независимой, живущей по рыночным законам, для которой расширение сферы влияния равнозначно конкурентному преимуществу. А конкуренция на рынке по существу равна прогрессу.

У партнеров

    Реклама