Если в ближайшие три-четыре года два первых энергоблока Ленинградской АЭС будут выведены из эксплуатации (а именно в этот период заканчивается проектный срок их разрешенной работы), в близлежащих районах возникнет дефицит энергогенерирующих мощностей в размере 25% регионального энергопотребления. При этом, как считают специалисты, прямые убытки потребителей этой электроэнергии составят более 1 млрд долларов ежегодно. Примерно в это же время будет исчерпан проектный - тридцатилетний - ресурс двух энергоблоков Кольской АЭС: первого - в 2003-м, второго - в 2004 году. КАЭС оказалась первой российской станцией, вынужденной ходатайствовать перед Госатомэнергонадзором о продлении проектного срока эксплуатации реакторов. Альтернативы продлению, по существу, нет. В противном случае, по самым осторожным оценкам экспертов, регион будет поставлен перед необходимостью ввести 15-процентное ограничение на потребление электроэнергии.
В запасе лишь 15 лет
Ленинградская АЭС уже в начале 90-х годов приступила к реконструкции блоков для продления их ресурса. Однако финансовые возможности станции с трудом позволяли обеспечивать даже текущую деятельность. Потребители, входящие в энергосистему РАО "ЕЭС России", рассчитывались со станцией нерегулярно и в основном бартером, взаимозачетами и ценными бумагами. Кроме того, ЛАЭС, единственная не входящая в концерн "Росэнергоатом" атомная станция, как правило, имела самый низкий тариф за выработанный киловатт-час по сравнению со станциями концерна.
Все же, не без ущерба для своего сиюминутного финансового благополучия, атомщики смогли осуществить большой объем работ по модернизации энергоблоков и повышению безопасности. В итоге атомная станция, имеющая реакторы чернобыльского типа, по безопасности соответствует современным требованиям МАГАТЭ, а по многим параметрам превосходит их.
По сегодняшней оценке руководителей ЛАЭС, за время до проектной остановки блоков станция способна ассигновать на реконструкцию не более 3 млрд рублей, и то при условии своевременной индексации энергетических тарифов. Таким образом, для завершения всех работ не хватает как минимум еще 1,3 млрд рублей. Вопрос, где взять недостающие деньги, пока остается открытым. Как считают на ЛАЭС, необходимые средства могли бы инвестировать предприятия, заинтересованные в получении электроэнергии. В частности, директор ЛАЭС Валерий Лебедев надеется на помощь со стороны руководства "Ленэнерго". Однако надо учесть, что энергосистема не может обеспечить даже текущую оплату потребленной электроэнергии, а к их задолженности, составляющей около 500 млн рублей, следует прибавить финансовые обязательства по достройке Северо-Западной ТЭЦ, которую не могут ввести в строй уже несколько лет. Так что власти Ленинградской области больше надеются на целевое финансирование реконструкции ЛАЭС со стороны американской компанией "Алутек", которая недавно объявила о намерении построить алюминиевый завод в Сосновом Бору.
Как бы ни решилась проблема финансирования модернизации ЛАЭС, ресурс работы блоков может быть продлен не более чем на 10-15 лет. За это время необходимо обеспечить строительство новых энергетических мощностей. Как вариант - достроить в Сосновом Бору опытную установку проекта атомного реактора НП-500 (ВВЭР-640). С 1987-го по 1998 год Минатом, выделив это направление отечественной ядерной энергетики как приоритетное, вложил в реализацию проекта значительные средства. В результате сегодня создан технический проект реакторной установки и энергоблока, выпущен предварительный отчет по безопасности, разработано техническое задание на основное оборудование. Но самое главное - начаты строительные и монтажные работы. Однако с 1997 года объект заморожен.
Его запуск позволил бы не только частично решить энергетические проблемы региона, но и значительно расширить экспортный потенциал российских ядерщиков. Тем более что в финансировании могло бы принять участие не только правительство, но и образованный под эгидой государства консорциум заинтересованных организаций, прежде всего тех, которые заинтересованы в экспортном тиражировании проекта.
Скандинавы не правы
В свое время, чтобы не допустить энергодефицита в промышленно развитых районах Мурманской области и Карелии, правительство РФ приняло решение о строительстве второй очереди Кольской АЭС. Перерезать красную ленточку предполагалось в 2005 году. Однако вряд ли это доведется сделать и через десять лет. Из-за недостатка финансирования строительство заморожено, и трудно надеяться, что в ближайшее время федеральный центр сумеет-таки изыскать необходимые для его завершения 6,5 млрд долларов.
Как только выработавшие ресурс блоки заглушат, станция из производителя энергии автоматически превратится в потребителя. Причем весьма крупного: поддержание каждого из реакторов в надлежащем состоянии требует минимум 250 млн кВт/ч в год. Не говоря уже о других сопутствующих этому процессу затратах - материалы, запчасти, контрольно-наблюдательная аппаратура, охрана, необходимый персонал.
Однако получить разрешение главного атомного контролера страны на "сверхнормативную" лицензию оказалось тоже весьма недешево. Прежде чем Госатомэнергонадзор разрешит продление эксплуатации АЭС, необходимо привлечь массу специалистов как из отечественных научно-исследовательских и проектных институтов, так и из международных экспертных агентств. Потребуются также дорогостоящая диагностическая аппаратура, реконструкции, профилактики и ремонты. Общий объем затрат, по мнению специалистов, может зашкалить за 200 млн долларов. Осознав масштаб предстоящих расходов около трех лет назад, в Мурманской области справедливо сочли, что едва ли подобная сумма региону по плечу - даже с шестилетней отсрочкой.
Концерн "Росэнергоатом", в ведении которого находится Кольская АЭС, по идее должен быть заинтересован в продлении срока эксплуатации реакторов ничуть не меньше, чем северяне. И, как всякая эксплуатирующая организация, концерн обязан был сформировать за счет отчислений от тарифа специальный фонд, чтобы финансировать из него решение внеочередных технических проблем.
Тем не менее этот, казалось бы, лежащий на поверхности вариант имел свои камни преткновения. Самый большой - колоссальный объем задолженности потребителей перед энергетиками. Поэтому "Росэнергоатом" склонялся к мысли, что неплохо бы региону пойти другим путем, например разработать какие-либо нетрадиционные, но достаточно эффективные схемы финансирования с привлечением отечественных или иностранных инвесторов.
У областной администрации намеки на иностранного инвестора вызывали нервный смех: соседствующие с Мурманской областью скандинавы давно и усиленно "атакуют" действующую на Кольском полуострове атомную станцию. Они утверждают, что ее реакторы ВВЭР-440 морально устарели и, дескать, не соответствуют современным требованиям безопасности. Что же касается недостроенной КАЭС-2, то зарубежные "зеленые" просто молятся за то, чтобы ее не достраивали.
Поиски консенсуса между регионом и атомным ведомством потребовали немалых усилий: переговоров и соглашений с Минатомом РФ, консультаций и совещаний в правительственных кругах. Благодаря этому в федеральной Программе развития атомной энергетики РФ на период до 2010 года, утвержденной кабинетом министров, появилась в конце концов строка, упоминающая заполярные энергоблоки. Программа теоретически дала "добро" на продление проектного срока эксплуатации. Правда, всего на пять лет, которые проблему не решат: этого срока явно недостаточно для достройки второй очереди АЭС.
Однако сегодня ситуация выглядит почти оптимистической. По утверждению представителей Минатома РФ, Кольская АЭС получит даже не пятилетнюю, а десятилетнюю отсрочку. По крайней мере, именно эта цифра прозвучала на апрельском совещании, где в очередной раз обсуждалась концепция развития атомной энергетики. В этом, бесспорно, сыграло свою роль и то обстоятельство, что заполярная станция-ветеран давно и по праву считается одной из лучших в России. В 1996-м и 1997 годах она была признана "самой-самой" среди АЭС с реакторами ВВЭР, а в 1998 году названа лучшей из станций "Росэнергоатома".
Исправно копит деньги на продление северного ресурса и "Росэнергоатом" - по данным комитета по топливу и энергетике администрации Мурманской области, на специальном счете концерна аккумулировано уже несколько сот миллионов рублей. Правда, председатель комитета Анатолий Виноградчий не исключает, что в благостную картину могут плеснуть свою ложечку дегтя зарубежные экологические организации - на обывателя фраза "АЭС выработала положенный ей ресурс" действует практически безотказно. У специалистов же, как считает г-н Виноградчий, экологический гнев скандинавов ничего иного, кроме недоумения, вызвать не может. Ведь в той же Финляндии недавно на 20 лет был продлен срок работы точно таких же ВВЭР-400.