"Компактный" бизнес

Используя желание людей принадлежать к некой замкнутой общности, можно раскрутить интересный коммерческий проект.

Акционерное общество ЛОМО подписало 15-летний контракт с МЛО - Международным ломографическим обществом (этот прелестный неологизм не имеет отношения к глаголу ломать, он образован от названия известной петербургской фирмы). Контракт предусматривает поставку ломографам более 550 тысяч фотоаппаратов "ЛОМО-компакт". Кроме того, Ломографическое общество получает эксклюзивное право продажи по всему миру фотоаппаратов питерских оптиков. Таков итог почти пятилетнего сотрудничества российского предприятия с их австрийским ЛОМОлюбивым партнером.

Что такое МЛО? Это большая шумная тусовка веселых ребят, говорящих на самых разных языках. Много музыки, пива и фотографий - их здесь называют ломографиями. Все очень просто, они сделаны с помощью маленького фотоаппарата производства ЛОМО.

Казалось бы, фотоаппарату "ЛОМО-компакт", а именно о нем идет речь, была уготована весьма незавидная роль. Разработанный на производственном объединении ЛОМО в 1984 году, этот фотоаппарат был по тем временам передовым словом советской конструкторской мысли. Однако с либерализацией внешнеэкономической деятельности, когда на российский рынок хлынул поток западной фотоаппаратуры, от самой простой до самой сложной, эта малютка явно проиграла в конкурентной борьбе. Его нишу заняли китайские, корейские, тайваньские и японские "мыльницы". Остальные модели простейших фотоаппаратов, производимые на предприятии ("Смена", "Любитель") тоже перестали находить платежеспособного потребителя.

На ЛОМО было принято решение полностью отказаться от выпуска фототехники. Оптики решили, что нет смысла конкурировать там, где ты не можешь быть конкурентоспособным. Руководство предприятия в принципе справедливо посчитало, что на развитие отечественного фотопроизводства до конкурентоспособного уровня денег никто не даст. В итоге в первой половине 90-х годов производство фотоаппаратов на ЛОМО приказало долго жить. Единственную оставшуюся модель "ЛОМО-компакт" предполагалось снять с производства в 1995 году.

Новая жизнь

Люди, которые увидели, как можно заработать на этом фотоаппарате, однако, нашлись - в Австрии. Удивительное дело: практически с нуля, за счет нехитрых маркетинговых идей, им удалось раскрутить рынок, да так, что теперь об этом изделии отечественной оборонки и его производителе знает чуть ли не вся планета.

В 1992 году два студента Венской академии искусств Маттиас Фигль (Matthias Fiegl) и Вольфганг Штранцингер (Wolfgang Stranzinger), отдыхая в Праге, купили за 12 долларов на складе маленького фотомагазина камеру "ЛОМО-компакт" (видимо, самую дешевую из всех представленных). Вскоре проявили снимки, и - "результаты нас потрясли". Студенты оказались людьми предприимчивыми: решили на базе "ЛОМО-компакта" создать мощную международную "тусовку". В том же 1992 году они учредили в Вене Международное ломографическое общество, параллельно раскручивая фотокамеру ЛОМО.

За пять лет Ломографическое общество превратилось в крупную общественно-коммерческую организацию с годовыми оборотами в несколько миллионов долларов. По своей сути эта организация чем-то напоминает, например, партию "Любителей пива", общество рыболовов или клуб филателистов. То, что поводом для объединения стал российский фотоаппарат "ЛОМО-компакт", конечно же, не случайность. На Западе с началом перестройки использование интереса к России стало для многих хорошим подспорьем в бизнесе. Известны случаи, когда никому не известный певец, побывав в Союзе, становился неожиданно кумиром местной публики. Можно вспомнить и достаточно многочисленный отряд американских рокеров, предпочитающих своему "Харлею" российский "Урал". Используя потребность людей в неформальном общении, стремлении ощутить себя членами некой замкнутой группы посвященных, основатели Ломографического общества создали бизнес, который не только приносит доход, но и позволяет поддерживать штаны некогда могучему оптико-механическому объединению. Конечно пока это движение не приобрело былой массовости хиппи и панков, но кто знает... Уже сейчас его членами стали более 80 тысяч людей самых разных профессий и социального положения: тут и студенты, и врачи, и банкиры. В обществе состоят Ясир Арафат, Борис Беккер и Михаэль Шумахер. В прошлом году бум на "ЛОМО-компакты" был отмечен в Японии. Удивленные представители японского телевидения приезжали в Петербург, чтобы поинтересоваться причинами этого успеха - фотоаппарат, по сути являющийся вчерашним днем фототехники, оказался востребованным на родине признанных лидеров в производстве фотоаппаратов.

С понятием ломография связывают свое имя такие фирмы с мировым именем, как AGFA, Австрийский банк, Австрийские авиалинии. Многие начинания МЛО спонсируются австрийским правительством, что имеет свои резоны: пусть лучше молодежь фотографирует, а не колется по подворотням. С этим термином связывают теперь и многие общественные и культурные события в разных странах мира. Международное ломографическое общество собиралось быть информационным спонсором по продвижению заявки Санкт-Петербурга на проведение Олимпийских игр в 2004 г. Участие общества в таких мероприятиях позволяет ему дополнительно раскручивать свой бренд.

Коммерческая выгода ломографов также очевидна. Для ЛО международное фото-движение - не только общественная деятельность, но и хороший бизнес. ЛОМО отгружает "компакты" обществу по 35 долларов, а общество продает их своим членам примерно по 120-200 долларов. Это, конечно, не цена фотоаппарата, а плата за вступление в клуб, за приобщение к особому образу жизни. Ломографы не просто продают фотокамеры "ЛОМО", - все кто их покупает, становятся членами Ломографического общества, вступают в общность близких по духу людей. А разве плохо - купить себе веселую жизнь всего-то за 200 баксов?

Не ждали

Надо сказать, что для самого ЛОМО появление Ломографического общества было полной неожиданностью. Петербургское предприятие не только не оплачивало раскрутку собственной марки - его вообще не поставили в известность об учреждении ЛО. Знакомство ЛОМО и ломографов произошло значительно позже - в 1994 году. Более того, поскольку известие, пришедшее из Вены, было датировано 1 апреля, сначала все это и восприняли соответственно. Но именно после этого знакомства предприятие приняло решение продолжать выпуск "ЛОМО-компакта".

"Хотя ломографы занялись пропагандой "компакта" без нашей помощи, заслуги предприятия тоже нельзя сбрасывать со счетов, - говорит заместитель генерального директора ЛОМО по общественным связям Лазарь Залманов. - Решение о продолжении выпуска фотокамер было волевым, чрезвычайно трудным шагом. "ЛОМО-компакт" являлся самым убыточным из всех приборов, выпускаемых предприятием". На предприятии решили, что продвижение марки ЛОМО за рубеж стоит того, чтобы понести ради этого некоторые потери. "Тогдашний генеральный директор ЛОМО Илья Клебанов, - продолжает Лазарь Залманов, - пошел на этот шаг несмотря на возражения большинства коллег, потому что поверил в ломографию. Как показало время, он не просчитался".

С 1995 года началась история деловых отношений между предприятием и его фан-клубом. Для пробы был заключен годовой контракт, по которому ЛОМО взяло обязательства регулярно поставлять Ломографическому обществу свои фотокамеры. В 1996 году он был продлен еще на год, а в 1997 году подписан контракт сроком уже на 5 лет. В последнее время ЛОМО отгружало Ломографическому обществу по 2,5-3 тыс. штук "компакта" ежемесячно. При этом ЛО имело эксклюзивное право на продажу питерских фотокамер в Европе, а предприятие распространяло их внутри России. Новым этапом стал 15-летний контракт, подписанный в Петербурге в конце июля. В соответствии с ним предприятие полностью теряет право самостоятельного распространения "компактов". По всему миру, в том числе и в России, торговать фотокамерами будет только Ломографическое общество. Россияне смогут покупать "ЛОМО-компакты" через посольство ЛО, открытое в Петербурге. Сумма нового контракта - около 20 млн долларов.

Контракты с ломографам, конечно, не озолотили производителя. Выпуск фотокамер занимает только 4,5% в объеме производства гражданской продукции на ЛОМО, 23% - в объеме его гражданского экспорта, то есть решающей роли в бизнесе предприятия не играет. Тем не менее благодаря этому сотрудничеству с 1999 года производство "ЛОМО-компакта" перестало быть убыточным. "Оно не приносит большой прибыли, но уже экономически целесообразно", - отметил в разговоре с "Экспертом" Лазарь Залманов. Однако главный эффект для предприятия - безусловно, косвенный. "Сотрудничество с Ломографическим обществом важно для нас прежде всего потому, что обеспечивает рекламу марки ЛОМО по всему миру", - говорит Залманов. Кроме того, деловые связи ЛО с предприятием уже выходят за пределы фототематики. Сейчас ломографы заинтересовались мини-подзорной трубой "Колибри", выпускаемой на ЛОМО, и миниатюрным прибором ночного видения "Эльф" - они вообще любят все маленькое. В текущем году ЛОМО начнет поставлять эти изделия своему фан-клубу.

Конечно, кто-то скажет: предприятию просто повезло, что в мире нашлись энтузиасты, увидевшие перспективу в маленьком фотоаппарате ЛОМО. Видимо, они будут правы. Хотя, как говорил Луи Пастер, случай помогает только уму, готовому им воспользоваться. К сожалению, сразу перейти от работы в условиях плановой экономики к рынку удается немногим. Этот же пример вполне может быть уроком для многих российских промышленников. Используя желание людей принадлежать к некой замкнутой общности, вполне можно раскручивать интересные идеи. Например, почему бы ВАЗу не создать клуб любителей "лад", а подольскому заводу партию поклонников "чаек". Лозунг ломографов: "Господа, присоединяйтесь".