Отблески восходящего солнца.

Культура
Москва, 14.08.2000
«Эксперт Северо-Запад» №13 (20)
Японцы показывают фильмы и проводят выставки

В кинотеатре "Паризиана" проходит фестиваль японского кино, приуроченный к прошедшей на Окинаве встрече "большой восьмерки". Организован он Японским фондом, который является, в некоторой степени, аналогом Британского совета и Французского института, т. е. призван знакомить широкие народные массы по всему миру с традиционной культурой своей страны. Нынешний фестиваль передвижной: он уже был проведен - с большим успехом - в столице, а до конца года должен состояться в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске и других российских городах. Программа по пути следования несколько варьируется: скажем, в Петербург не привезли мелодраму Такеши Китано "Кикуджиро", главный хит московских показов - у нас его можно было увидеть еще год назад на "Фестивале фестивалей".

Кинематограф Страны восходящего солнца в массовом сознании ассоциируется с именем Куросавы, чуть более продвинутые киноманы знают фильмы Нагиши Осимы, Ясудзиро Одзу, Кането Синдо, того же Китано. Несмотря на нынешнее повальное увлечение европейцев Востоком, японское кино не стало таким ультрамодным, как китайское или даже южнокорейское. Призы на международных фестивалях - например, "Золотая пальмовая ветвь" 50-го Каннского МКФ картине "Угорь" Сехо Имамуры и прошлогодний московский "Золотой Георгий", полученный "Жаждой жизни" Синдо, - это, как правило, дань уважения старшему поколению, патриархам, давно никакого отношения к моде не имеющим. Между тем в Японии, как и во всех благополучных государствах, производство фильмов поставлено на поток, и тамошняя киноиндустрия многообразна и весьма прибыльна. Цель организаторов кинодесанта в Россию, что они особо подчеркивают - показать именно составляющие этого потока, японский мейнстрим, не вдаваясь в крайности. Так что Японский фонд намеренно не привез не только провальные картины, что естественно, но и излишне прогремевшие на родине.

Всего в фестивальной программе девять фильмов. При этом два из них ("Школьные привидения-4" и "Без оглядки") - детские, а один, "Полуденные звезды" - документальный, рассказывающий о художественных экспериментах умственно отсталых людей. Присутствует и мелодрама, и триллер, и фантастика, и драма. Наибольшего, пожалуй, внимания заслуживают две картины. Во-первых, "Звонок" (или "Круг") - образец японского хоррора (смесь триллера и фильма ужасов), сюжет которого вращается вокруг таинственной видеокассеты, на которой содержится проклятье, так что любой посмотревший ее вскорости умирает. "Звонок" удостоился "Золотого ворона" на фестивале фантастических фильмов в Брюсселе. Кассовый успех на родине привел к тому, что молодой режиссер Хидэо Наката немедленно снял продолжение "Звонок-2".

Во-вторых, советуем посмотреть фантастическую ленту "Гамэра-3, Возвращение дьявола". Гамэра - прямой родственник Годзиллы, хотя и не столь известный за пределами Японии. Это огромное огнедышащее чудовище, по виду напоминающее черепаху, но способное передвигаться по воздуху. Еще один продукт атомной бомбардировки, сыгравшей ключевую роль в формировании современной японской мифологии. Первый фильм о Гамэре появился в середине 60-х, и с тех пор вышел уже добрый десяток, пусть вас не смущает цифра 3 в названии. В "Гамэре-3" девочка, чьи родители погибли из-за черепахи-монстра, вызывает другое чудище, Гяоса, и начинается битва гигантов с разрушением небоскребов и прочими сопутствующими таким сражениям катаклизмами. Этот фильм из серии "кайджу", как называют японцы подобные комиксы о животных, отличается от предшественников невероятным качеством спецэффектов, ничуть не уступающих, скажем, американской "Годзилле" Эммериха.

Фестиваль будет продолжаться до 19 августа. Каждый день проходят три сеанса, так что все фильмы крутятся по несколько раз. Поскольку акция эта носит характер не столько коммерческий, сколько просветительский, билеты было решено сделать бесплатными. Интересно, что традиционная неделя японского кино, ежегодно проводимая в Петербурге, состоится своим чередом - организаторы заверили, что фильмов у них хватит.

А 25 августа в Этнографическом музее пройдет открытие двух выставок, также посвященных окинавскому саммиту. Первая - "Современный японский плакат". На ней можно будет увидеть 75 рекламных постеров на тему, уклончиво заявленную как "жизнь человека". Практически все дизайнеры, представившие свои работы для экспозиции, - обладатели многочисленных профессиональных премий, так что отечественным рекламистам стоит взглянуть на опыты японских коллег. Другая выставка называется ""Обратная" фотография - современные японские фотографы". Она разделена на две части: "дистиллировать - другое появление" и "поворачивать обратно - другие отношения". В первой фотографы сосредоточивают внимание на предметах, стараясь представить их в оригинальном ракурсе, в центре второй, соответственно - человеческие и социальные связи. Главная идея выставки - в попытке высветить "другую реальность" вещей, невидимую в первом приближении. Японцы, как принято считать в западном мире, преуспели в этом больше других.

У партнеров

    Реклама