Окна в Европу

Экономика и финансы
Москва, 14.08.2000
«Эксперт Северо-Запад» №13 (20)
Калининградская исполнительная власть мешает работать своим портам

Одной из самых важных отраслей экономики Калининградской области является портовое хозяйство. Незамерзающие порты Балтики предопределяют роль калининградского анклава как постоянно распахнутые "окна" России в Европу. Самые крупные калининградские порты - морские торговый и рыбный.

Морской торговый порт

Несмотря на то, что морской торговый порт - ровесник области (20 июня он отметил свое 55-летие), для захода иностранных судов порт был открыт только в мае 1991 г. С этого момента быстрыми темпами стала расширяться география грузопотоков, идущих через порт. За рекордно короткий срок в порту были построены: комплекс для приема судов типа "Ро-Ро" и паромов, пассажирский павильон, терминал для наливных грузов, несколько новых крытых складов, первая очередь контейнерного терминала, совместно с иностранным инвестором и российским АО "Газ-Ойл" построен уникальный терминал по перевалке минеральных удобрений навалом.

Несмотря на специфические условия работы порта в закрытом регионе и отдаленность от "большой" России, порт считается вторым российским портом на Балтике (после Санкт-Петербургского). Его мощности позволяют переваливать свыше 8 млн. тонн экспортно-импортных грузов самой широкой номенклатуры (таблица). К своему юбилею порт перегрузил с начала года 1,1 млн. тонн грузов, что превысило прошлогодний показатель на эту дату.

Генеральный директор ЗАО "Морской торговый порт Калининград" Владимир Калиниченко особо подчеркивает, что все услуги порт осуществляет на основе прямых договоров с клиентами, что сразу выявляет привлекательность порта как надежного и обязательного партнера. Вместе с тем совершенно ясно, что в сегодняшних условиях конкуренции между портами определяющим фактором "привлекательности" того или иного порта для грузовладельцев является уровень сквозных ставок транспортных расходов, связанных с доставкой груза "от двери до двери" и уровень обслуживания.

Нынешний июль стал началом "светлой полосы" для порта: впервые за несколько лет порт принимает так много клиентов одновременно - у причалов почти нет свободных мест. За семь прошедших месяцев грузооборот на 50 тысяч тонн выше прошлогодних. Помощник гендиректора порта Наталья Позднякова считает, что свою положительную роль в этом сыграло внедрение перспективных технологий взаимодействия портовых служб, в том числе таможенников, специалистов санитарного и фито-контроля. Это со стороны портовиков. Помогло и российское правительство, установив на калининградском направлении железнодорожные спецставки наа перевозку кокса и зерна, новые правила игры для импортеров продовольственных товаров. И все же постоянные конкуренты - порты стран Балтии - по-прежнему успешно принимают на себя крупные грузопотоки. Калининградским же портам мешает развернуться в полную мощь положение анклава - белорусские и литовские транзитные железнодорожные тарифы снижают привлекательность перевалки грузов через Калининград.

Морской рыбный порт

Морской рыбный порт по прежнему является государственным предприятием, находящимся в федеральной собственности. Сейчас порт специализируется, помимо сугубо "рыбных" грузов, и на обработке удобрений, нефтепродуктов, рефрижераторных грузов. Трехкилометровые причалы порта оборудованы 38-ю портовыми кранами, железнодорожными подъездными путями, позволяющими перерабатывать грузы в режиме "борт судна - вагон" или "вагон - борт судна" без расходов на складирование. Согласно проектной мощности порт рассчитан на переработку 3,5 млн. тонн грузов ежегодно.

Каждый из пяти портовых терминалов выполняет собственную функцию. В одном перегужают жидкие грузы (9 тысяч тонн ежесуточно), во втором насыпные в "биг-бэги", на третьем занимаются удобрениями навалом, следующий принимает нефтеналивные танкеры грузоподъемностью до 12 тыс. тонн. Не так давно с участием датского капитала был построен терминал для приема судов типа "Ро-Ро" и грузопассажирских паромов. В настоящее время регулярная паромная линия Кегге (Дания) - Калининград, рассчитанная на перевозку два раза в неделю до 40 контейнеров, недозагружена.

Порт пионерский

8 июля, в День рыбака, в Калининградской области был открыт еще один морской международный порт - в городе Пионерском. Порт незамерзающий, как и его калининградские собратья на Балтике. Но в отличие от торгового и рыбного портов в Калининграде, Пионерский имеет выход в открытое море без подходного канала. В порту одновременно смогут разместиться три десятка судов с осадкой до 5 метров. Потенциально порт мог бы обрабатывать 47 тыс. тонн грузов в месяц, пока он осваивает 12 тыс. тонн. Это самый дешевый порт в области, чего еще пока не оценили на Западе. Очевидно, пока там мало кто о нем знает, поэтому руководство порта намерено не поскупиться на рекламу.

Расширение статуса небольшого порта, ранее обслуживающего только градообразующее рыбодобывающее предприятие ОАО "Пионерская база "Океанрыбфлота"", до международного коммерческого сулит большие выгоды маленькому городку, "завязанному" на море. Рыбная промышленность ныне явно в упадке. Но пока в Пионерском есть причалы, есть и возможность использовать их не только для рыболовецких судов.

Уже сейчас порт оборудован двумя холодильниками общей емкостью 2,5 тыс. тонн, складами общей площадью 10 тыс. метров, открытыми площадками для хранения и перевалки сыпучих грузов, леса, пиломатериалов, металлолома, дизтоплива. На пункте пропуска задействованы 28 сотрудников таможни и определенное количество пограничников. Порт работает круглосуточно.

По мнению отраслевых экспертов порт является лучшим в Калининградской области для захода парусных яхт с осадкой более 1,5 метров. В области Пионерский имеет статус города-курорта, и развитие портовой составляющей даст дополнительные возможности для развития международного туризма.

Родные наезды

Калининградское морское хозяйство испытывают на прочность не только конкуренты и внешние проблемы. Самое неприятное, что палки в колеса им ставит родная исполнительная власть, участвующая в переделе собственности. Так, в 1997 году один из акционеров морского торгового порта, фирма "Земланд-Эксима", входящая в холдинг "Транс Рейл Вест", под мощным давлением высших чиновников администрации области была вынуждена передать крупный пакет акций порта организациям, руководимым печально известным уже далеко за пределами Калининграда г-ном Каретным. Михаил Каретный "засветился" на всю страну прежде всего в деле о взаимозачете 1996 года между администрацией Калининградской области, пермскими структурами "ЛУКойла" и московским "Рострабанком", в результате которого со счетов областной администрации исчезло не менее 86,5 млрд рублей. Возглавляемый почти три года Михаилом Каретным "Региональный фонд развития области" завладел 20% акций морского торгового порта. Вместе с принадлежащей лично ему фирмой "Регионк" этот тандем владел контрольным пакетом акций морского торгового.

Но этим перечень бед не исчерпывается ЗАО "Морской торговый порт Калининград" пытались преобразовать в ОАО с очевидной целью перепродажи. И не кому-нибудь, а, как полагают эксперты, ярому конкуренту - владельцу Клайпедского порта (Литва) Брониславу Лубису. Порт спас вовремя наложенный судебными приставами арест на принадлежащие Фонду развития акции ЗАО "Морской торговый порт Калининград" и запрет арбитражного суда на отчуждение этого пакета акций. Судебное разбирательство инициировали две немецкие фирмы, поставившие оборудование для "Калининградптицепрома" по договору с Фондом развития и не получившие за него одна 1,3 млн и другая 0,8 млн немецких марок. Судебное разбирательство продолжается.

Интересная история происходит и с госпредприятием "Калининградский морской рыбный порт". Администрация области в марте 2000 года обратилась к президенту Владимиру Путину с инициативой создания государственного акционерного общества, которому следовало передать в управление находящиеся в федеральной собственности акции ведущих промышленных предприятий области, в том числе и рыбного порта. В местную прессу просочились сведения о весьма нелестной для нынешнего губернатора Леонида Горбенко резолюции, которую наложил на переданный пакет документов президент.

Леонид Горбенко, бывший до своего губернаторства начальником рыбного порта, никогда не оставлял его без самого пристального внимания. В особенности нефтебазу порта, которую он хотел преобразовать в небольшой нефтеперерабатывающий завод. В апреле 1999 года ему удалось, наконец, "пробить" эту идею в прежнем составе Госкомрыболовства РФ, и из состава рыбного порта нефтебазу вывели. Затея губернатора, по оценке экономистов порта, нарушила экономику прибыльного предприятия и обошлась областному бюджету в 20 млн рублей недополученных налогов и сборов. Сторонние эксперты также комментировали новацию губернатора отрицательно. Так, гендиректор ОАО "ЛУКойл-Калининградморнефть" Юрий Каджоян не видит смысла перерабатывать высококачественную нефть неглубоким способом, чтобы получить мазут и низкооктановые бензины, требующие дальнейшей переработки. Это тем более нерентабельно при маленьких объемах.

Борьбу за целостность рыбного порта повел его начальник Владимир Бойченко. Но администрация не сдавалась, - на свет появился акт проверки КРУ обладминистрации, содержащий множество порочащих эпизодов и послуживший для начала уголовного дела на руководство порта, впоследствие закрытого за отсутствием состава преступления. Леонид Горбенко обратился и к главе Счетной палаты Сергею Степашину с жалобой на проколы производственной и финансовой деятельности начальника рыбного порта. Масштабная ревизия, которую в течение нескольких недель проводили специалисты Счетной палаты, не нашла никаких серьезных упущений.

15 июня в рыбном порту побывал и сам г-н Степашин, прилетевший на российский Запад всего на один день. Присланный после его визита в Калининград акт ревизии окончательно прояснил ситуацию: отторжение нефтебазы от рыбного порта названо нецелесообразным. По этому поводу Владимир Бойченко заявил: "Мы получили надежный документ, своего рода "охранную грамоту", ограждающую предприятие от всяких дроблений и переделов, начатых губернатором с отторжения нефтебазы. Цепная реакция растаскивания теперь, похоже, прекратится. У Леонида Горбенко не будет повода: никаких махинаций и компроматов не обнаружено. Наше предприятие - не первое, где губернатор пытался похозяйничать, действуя по обкатанной схеме. И вот появился прецедент. Возможно, с беспределом в области будет покончено. Президент и правительство, как видим, выполняют свои обещания и уделяют пристальное внимание даже не очень крупным объектам, расставляя точки над "i".

В перспективе - еще один порт?

Международная организация балтийских портов прогнозирует увеличение грузоперевозок через балтийские порты на 50-70% к 2010 году. Калининградские морские порты намерены не упустить шансы увеличить свой грузооборот. К уже действующим портам может в ближайшие годы присоединиться как минимум еще один. Администрация Балтийского городского округа ратует за строительство нового морского торгового порта на полуострове Восточный в Приморской бухте города Балтийска. Грузооборот порта со специализацией на нефтепродуктах, химических и контейнерных грузах может составить 10 млн тонн в год. На пяти терминалах могут обслуживаться большегрузные суда водоизмещением до 40 тыс. тонн. Участие города Балтийска в международном проекте "Еврорегион "Балтика"" оставляет надежду на воплощение этой перспективы.

Объем грузопереработки за 1999 г.

У партнеров

    Реклама