"Ржевка" выруливает

Авиапредприятие "Ржевка" нашло свою нишу

Находящееся под арбитражным управлением Ленинградское авиапредприятие (ЛАП) "Ржевка" закончило первое полугодие 2000 года с прибылью в 800 тыс. рублей (убытки прошлого года составили более 4 млн рублей), а рентабельность производственной деятельности превысила 130%. Уже сейчас погашена большая часть долгов, и внешний управляющий "Ржевки" Виталий Коваленко уверен, что до конца года компании удастся полностью рассчитаться с кредиторами.

Начав реально работать, аэродром постепенно избавился от "криминальной" репутации: в 1995 году госпредприятие было выставлено на продажу (которая так и не состоялась), затем за четыре года здесь сменилось четыре руководителя, один из них был убит.

Бизнес-план спасения

За несколько лет бездействия аэродромное хозяйство пришло в большой упадок, системы водоснабжения и отопления требуют ремонта, нет транспорта к аэропорту, необходимо практически заново строить аэровокзал.

Команда менеджеров, возглавляемая Виталием Коваленко, разработала бизнес-план развития компании, предусматривающий привлечение инвестиций в 65 млн долларов. Для модернизации аэропорта, включающей реконструкцию полосы, аэровокзала, инфраструктуры необходимо 35 млн долларов, еще 30 млн планируется привлечь для приобретения новых самолетов. Стоимость самого авиапредприятия в настоящее время оценивается в 150-200 млн долларов.

Аэропорт "Ржевка" сегодня - федеральное государственное унитарное предприятие. Для привлечения капиталовложений необходимо преобразовать его в акционерное общество, но в любом случае контрольный пакет акций останется в государственной собственности. Но у инвестора остается серьезная мотивация: возможность получить 49% акций за 65 млн долларов, тогда как суммарная капитализация компании может составить не менее 300 млн.

Можно спорить с "Пулково"

"Ржевка" планирует специализироваться на внутренних перевозках. Вообще-то перевозки внутри России убыточны. Например, по свидетельству директора "Пулково" Бориса Демченко, его авиапредприятие получает прибыль в основном за счет международных регулярных перевозок, а внутренние поддерживает из "патриотических соображений".

"Ржевка", напротив, видит неплохую перспективу в избранной сфере деятельности, связывая ее с возможностью эксплуатации небольших отечественных авиалайнеров, например, Ил-114. Этот самолет выпускается в трех модификациях: пассажирской (60 мест), грузовой и для аэрофотосъемки. Кроме того, на нем установлены двигатели петербургского НПО им. Климова, поэтому любая неисправность может быть устранена в течение часа.

В отличие от большого Ту-134, который гоняет в Калининград "Пулково", загружая его в среднем лишь на 58%, пассажирский Ил-114 рентабелен уже при загрузке 40%, то есть когда билеты купят 25 пассажиров. По расчетам "ржевских" специалистов, рейс ИЛ-114 в Калининград и обратно даст прибыль в 6 тыс. долларов при сегодняшних ценах на авиабилеты (как у "Пулково") Но этот самолет дешевле в эксплуатации, чем большой, так что "Ржевка" сможет поиграть на ценах, особенно на первом этапе, когда придется заманивать клиентов.

В настоящее время аэропорт используют более десятка частных авиакомпаний. Например, нижегородское предприятие ежемесячно выполняет по два-три грузовых рейса, платя за прием каждого рейса 26 тыс. рублей. На "Ржевке" базируются самолеты нескольких авиаклубов. Работать с "Пулково" они не могут как по техническим, так и по экономическим условиям. А здесь они получают полный комплекс обслуживания: метеорологическое, медицинское, навигационное.

В настоящие время все иностранные авиакомпании, в том числе в секторе бизнес-авиации, вынуждены пользоваться в Петербурге услугами "Пулково". Легкомоторные Cessna смотрятся изгоями на фоне широкофюзеляжных Ил-86 и Boeing.

У "Ржевки" же единственное, что находится в приличном состоянии, - взлетно-посадочная полоса. Сертифицировав ее в соответствии с международными стандартами, можно будет принимать малые иностранные летательные аппараты.

Нынешний руководитель "Ржевки" считает, что перспективы развития бизнес-авиации есть и на местном уровне. Ведь в Москве и в Петербурге уже сформировался класс людей, который могут позволить себе зафрахтовать самолет. Полет до Лодейного Поля и обратно обойдется всего в 11 тыс. рублей. Для выполнения подобных рейсов планируется приобрести четыре самолета Cessna Karavan, рассчитанных на 16 пассажиров. Он экономичен, прост в обслуживании и практически безотказен. В течение дня он может выполнять местные рейсы (по территории Ленобласти), а ночью перевезти груз в Москву или Мурманск.

Задача для директора

Если все задуманное руководством "Ржевки" сбудется, в Петербурге будут работать два аэропорта: "Пулково" - для международных и дальних внутрироссийских рейсов и "Ржевка" - для местных и региональных рейсов и бизнес-авиации. Наладить деятельность второго петербургского аэропорта предстоит команде управленцев, состав которой вот-вот определится. Авиапредприятие выходит из-под арбитражного управления. Арбитражный суд начал процедуру банкротства в июле 1999 года, а в июне 2000 года с кредиторами было заключено мировое соглашение.

Конкурс на замещение вакантной должности генерального директора должен состояться 3 октября. Один из претендентов - действующий руководитель, внешний управляющий Виталий Коваленко. По некоторым данным, на этот пост претендует и Виталий Молодниченко - руководитель авиаслужбы ЗАО "Роснефть-Балтика", которая входит в структуру Балтийской финансово-промышленной группы.